• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История литератур Европы и США

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

«История литератур Европы и США. Средние века - XVIII в.» является частью общего курса «История литератур Европы и США», преподаваемого на протяжении четырех лет. Дисциплина второго курса нацелена на формирование у студентов представления об особенностях культуры Средних веков, эпохи Возрождения, XVII и XVIII веков; формирование целостного представления о развитии европейской литературы Средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков; совершенствование навыков анализа художественного текста с учетом жанровых разновидностей, стилевых особенностей, общекультурного и исторического контекстов; формирование и развитие навыков анализа оригинального текста и его переводов на русский язык с учетом основных положений теории перевода и истории восприятия творчества конкретного автора в отечественной культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История литератур Европы и США. Средние века - XVIII в.» являются: – формирование представления об особенностях культуры Средних веков, эпохи Возрождения, XVII и XVIII веков; – формирование целостного представления о развитии европейской литературы Средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков; – совершенствование навыков анализа художественного текста с учетом жанровых разновидностей, стилевых особенностей, общекультурного и исторического контекстов. – формирование и развитие навыков анализа оригинального текста и его переводов на русский язык с учетом основных положений теории перевода и истории восприятия творчества конкретного автора в отечественной культуре. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: соотношение разных литературных направлений, методов в контексте XVII и XVIII веков; связи европейской и русской литературы. Уметь: свободно ориентироваться в периодизации литературы и культуры Средневековья, Возрождения, анализировать произведения художественной литературы в историческом и историко-культурном контекстах; анализировать, синтезировать и излагать историко-литературную информацию; выявлять сходства и различия литературных процессов; добывать информацию, необходимую для анализа и интерпретации литературного произведения, и грамотно использовать добытую информацию в работе; воспроизводить цитаты из лирики на языке оригинала; грамотно высказываться на русском языке. Владеть: навыками письменного и устного филологического анализа художественных произведений. Изучение данной дисциплины базируется на положениях дисциплины «Теория литературы».
  • Целями освоения дисциплины «История литератур Европы и США. Средние века - XVIII в.» являются: – формирование представления об особенностях культуры Средних веков, эпохи Возрождения, XVII и XVIII веков; – формирование целостного представления о развитии европейской литературы Средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков; – совершенствование навыков анализа художественного текста с учетом жанровых разновидностей, стилевых особенностей, общекультурного и исторического контекстов. – формирование и развитие навыков анализа оригинального текста и его переводов на русский язык с учетом основных положений теории перевода и истории восприятия творчества конкретного автора в отечественной культуре. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: соотношение разных литературных направлений, методов в контексте XVII и XVIII веков; связи европейской и русской литературы. Уметь: свободно ориентироваться в периодизации литературы и культуры Средневековья, Возрождения, анализировать произведения художественной литературы в историческом и историко-культурном контекстах; анализировать, синтезировать и излагать историко-литературную информацию; выявлять сходства и различия литературных процессов; добывать информацию, необходимую для анализа и интерпретации литературного произведения, и грамотно использовать добытую информацию в работе; воспроизводить цитаты из лирики на языке оригинала; грамотно высказываться на русском языке. Владеть: навыками письменного и устного филологического анализа художественных произведений. Изучение данной дисциплины базируется на положениях дисциплины «Теория литературы».
  • Целью изучения дисциплины "Античная литература" является формирование представления о развитии западноевропейской литературы античного периода в контексте мировой культуры и во взаимосвязях с развитием русской литературы. Изучение античной литературы позволит студентам ознакомиться с важнейшими тенденциями и явлениями литературы различных культурных эпох в области поэзии, драматургии и прозы (художественной и художественно-публицистической); - проанализировать важнейшие теоретические проблемы становления и развития литературы в ее национально-специфических формах; - выработать навыки анализа художественного текста с учетом жанровой разновидности, стилевых особенностей, общекультурного и исторического контекста.
  • Целью изучения дисциплины "Античная литература" является формирование представления о развитии западноевропейской литературы античного периода в контексте мировой культуры и во взаимосвязях с развитием русской литературы. Изучение античной литературы позволит студентам ознакомиться с важнейшими тенденциями и явлениями литературы различных культурных эпох в области поэзии, драматургии и прозы (художественной и художественно-публицистической); - проанализировать важнейшие теоретические проблемы становления и развития литературы в ее национально-специфических формах; - выработать навыки анализа художественного текста с учетом жанровой разновидности, стилевых особенностей, общекультурного и исторического контекста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает текст произведения.
  • Знает текст произведения.
  • Знает тексты произведений.
  • Знает тексты произведений.
  • Знает тексты произведений. Студент способен сравнивать тексты, созданные в одном культурном контексте, дифференцировать жанры, анализировать текст, устанавливать связи между русской и зарубежной литературой
  • Знает тексты произведений. Студент способен сравнивать тексты, созданные в одном культурном контексте, дифференцировать жанры, анализировать текст, устанавливать связи между русской и зарубежной литературой
  • Знает тексты произведений. Студент умеет соотносить литературную традицию с культурно-историческим контекстом, анализировать текст, устанавливать связи между русской и зарубежной литературой
  • Знает тексты произведений. Студент умеет соотносить литературную традицию с культурно-историческим контекстом, анализировать текст, устанавливать связи между русской и зарубежной литературой
  • Знает тексты произведений. Студент умеет сравнивать культурные эпохи, выделять их специфические черты, определять особенности направлений, анализировать текст, устанавливать связи между русской и зарубежной литературой
  • Знает тексты произведений. Студент умеет сравнивать культурные эпохи, выделять их специфические черты, определять особенности направлений, анализировать текст, устанавливать связи между русской и зарубежной литературой
  • Студент может анализировать тексты, сравнивать периоды одной эпохи
  • Студент может анализировать тексты, сравнивать периоды одной эпохи
  • Студент может соотнести литературную традицию и мировоззрение эпохи, анализировать текст
  • Студент может соотнести литературную традицию и мировоззрение эпохи, анализировать текст
  • Студент может соотносить античные источники со средневековыми; понимает особенности эпоса Средневековья
  • Студент может соотносить античные источники со средневековыми; понимает особенности эпоса Средневековья
  • Студент может соотносить литературный текст и культурный контекст
  • Студент может соотносить литературный текст и культурный контекст
  • Студент способен выделять специфические черты культурного периода, определять особенности направлений, анализировать текст
  • Студент способен выделять специфические черты культурного периода, определять особенности направлений, анализировать текст
  • Студент способен различать жанры городской литературы
  • Студент способен различать жанры городской литературы
  • Студент способен сравнивать тексты, созданные в одном культурном контексте
  • Студент способен сравнивать тексты, созданные в одном культурном контексте
  • Студент умеет интерпретировать рыцарскую литературу в контексте рыцарской культуры
  • Студент умеет интерпретировать рыцарскую литературу в контексте рыцарской культуры
  • Студент умеет интерпретировать смыслы текста в соотнесении с эпохой
  • Студент умеет интерпретировать смыслы текста в соотнесении с эпохой
  • Студент умеет комментировать текст
  • Студент умеет комментировать текст
  • Студент умеет определять особенности направлений, комментировать текст
  • Студент умеет определять особенности направлений, комментировать текст
  • Студент умеет сравнивать культурные эпохи, выделять их специфические черты
  • Студент умеет сравнивать культурные эпохи, выделять их специфические черты
  • Студент умеет сравнивать культурные эпохи, выделять их специфические черты, анализировать тексты
  • Студент умеет сравнивать культурные эпохи, выделять их специфические черты, анализировать тексты
  • Знание видов красноречия. Понимание основных принципов риторики как искусства с опорой на "Риторику" Аристотеля.
  • Знание видов красноречия. Понимание основных принципов риторики как искусства с опорой на "Риторику" Аристотеля.
  • Знание географии и хронологии эпохи эллинизма, основных жанров эллинистической литературы.
  • Знание географии и хронологии эпохи эллинизма, основных жанров эллинистической литературы.
  • Знание источников происхождения древнегреческой драмы, сюжетосложения трагедий, творчества великих трагиков.
  • Знание источников происхождения древнегреческой драмы, сюжетосложения трагедий, творчества великих трагиков.
  • Знание источников происхождения древнегреческой драмы, сюжетосложения трагедий, творчества великих трагиков.
  • Знание источников происхождения древнегреческой драмы, сюжетосложения трагедий, творчества великих трагиков.
  • Знание источников происхождения древнегреческой комедии, понимание общественного характера комедии. Знание творчества Аристофана.
  • Знание источников происхождения древнегреческой комедии, понимание общественного характера комедии. Знание творчества Аристофана.
  • Знание общей характеристики "золотого века" древнеримской литературы и ее авторов.
  • Знание общей характеристики "золотого века" древнеримской литературы и ее авторов.
  • Знание основных жанров древнегреческой лирики и их особенностей.
  • Знание основных жанров древнегреческой лирики и их особенностей.
  • Знание основных жанров и автором древнеримской прозы.
  • Знание основных жанров и автором древнеримской прозы.
  • Знание основных жанров прозы высокой классики. Творчества Геродота и Платона. Умение рассуждать о поэтике их произведений.
  • Знание основных жанров прозы высокой классики. Творчества Геродота и Платона. Умение рассуждать о поэтике их произведений.
  • Знание особенностей новоаттической комедии.
  • Знание особенностей новоаттической комедии.
  • Знание хронологии древнеримской литературы, ее отличие от древнегреческой. Понимание своеобразие римской мифологии в сравнении с древнегреческой.
  • Знание хронологии древнеримской литературы, ее отличие от древнегреческой. Понимание своеобразие римской мифологии в сравнении с древнегреческой.
  • Освоение основных понятий, географии распространения античного мира. Умение ориентироваться в цивилизационных моделях античности.
  • Освоение основных понятий, географии распространения античного мира. Умение ориентироваться в цивилизационных моделях античности.
  • Понимание своеобразия древнеримской комедии в ее соотношении с греческими образцами. Знание творчества Плавта и Теренция.
  • Понимание своеобразия древнеримской комедии в ее соотношении с греческими образцами. Знание творчества Плавта и Теренция.
  • Усвоение понятия "миф". Понимание хронологии и периодов развития античной мифологии. Умение разбираться в основных циклах античных мифов, их идейной составляющей, видеть в них материал для художественного творчества последующих эпох.
  • Усвоение понятия "миф". Понимание хронологии и периодов развития античной мифологии. Умение разбираться в основных циклах античных мифов, их идейной составляющей, видеть в них материал для художественного творчества последующих эпох.
  • Формирование понимания эпического, знание поэм Гомера.
  • Формирование понимания эпического, знание поэм Гомера.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература эпохи Средневековья. Общая характеристика
  • Литература эпохи Средневековья. Общая характеристика
  • Эпос Средневековья
  • Вводная лекция.
  • Вводная лекция.
  • Эпос Средневековья
  • Рыцарская культура и рыцарская литература
  • Рыцарская культура и рыцарская литература
  • Античная мифология.
  • Античная мифология.
  • Городская литература
  • Городская литература
  • Роль христианского вероучения в формировании мировоззрения средневекового человека. Клерикальная литература
  • Литература эпохи Возрождения. Итальянская литература
  • Литература эпохи Возрождения. Итальянская литература
  • Данте-поэт Предвозрождения
  • Данте-поэт Предвозрождения
  • Роль христианского вероучения в формировании мировоззрения средневекового человека. Клерикальная литература
  • Возрождение в Германии и Нидерландах
  • Возрождение в Германии и Нидерландах
  • Античная драма
  • Античная драма
  • Французское Возрождение
  • Французское Возрождение
  • Творчество Софокла и Еврипида
  • Творчество Софокла и Еврипида
  • Английское Возрождение. Испанское Возрождение
  • Английское Возрождение. Испанское Возрождение
  • Древнеаттическая комедия.
  • Древнеаттическая комедия.
  • Древнегреческая лирика.
  • Литература XVII века. Испанская литература
  • Литература XVII века. Испанская литература
  • Древнегреческая лирика.
  • Французская литература XVII века
  • Французская литература XVII века
  • Прозаические жанры древнегреческой литературы
  • Прозаические жанры древнегреческой литературы
  • Ораторское искусство
  • Ораторское искусство
  • Английская литература XVII века
  • Английская литература XVII века
  • Литература эпохи Просвещения. Английская литература эпохи Просвещения
  • Новоаттическая комедия
  • Новоаттическая комедия
  • Литература эпохи Просвещения. Английская литература эпохи Просвещения
  • Древнеримская литература
  • Французская литература XVIII века. Итальянская литература XVIII века.
  • Французская литература XVIII века. Итальянская литература XVIII века.
  • Древнеримская литература
  • Древнеримская комедия
  • Литература Германии XVIII века
  • Литература Германии XVIII века
  • Древнеримская комедия
  • «Золотой век» римской литературы.
  • «Золотой век» римской литературы.
  • Философская, историческая и ораторская проза древнего Рима
  • Философская, историческая и ораторская проза древнего Рима
  • Античный эпос.
  • Античный эпос.
  • Эллинизм
  • Эллинизм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Стихи
  • блокирующий Стихи
  • неблокирующий Мифологический словарь
  • неблокирующий Мифологический словарь
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Семинары
  • блокирующий Тест 1
  • блокирующий Тест 1
  • блокирующий Тест 2
  • блокирующий Тест 2
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Семинар
  • неблокирующий Семинар
  • неблокирующий Стихотворения 1-2 модули
  • неблокирующий Стихотворения 1-2 модули
  • неблокирующий Тест 2 модуль
  • неблокирующий Тест 2 модуль
  • неблокирующий Семинар 3-4 модули
  • неблокирующий Семинар 3-4 модули
  • неблокирующий Стихотворения 3-4 модули
  • неблокирующий Стихотворения 3-4 модули
  • неблокирующий Тест 4 модуль
  • неблокирующий Тест 4 модуль
  • неблокирующий Экзамен 2 модуль
  • неблокирующий Экзамен 2 модуль
  • неблокирующий Экзамен 4 модуль
  • неблокирующий Экзамен 4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.15 * Мифологический словарь + 0.3 * Семинары + 0.1 * Стихи + 0.075 * Тест 1 + 0.075 * Тест 2 + 0.3 * Экзамен
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.15 * Мифологический словарь + 0.3 * Семинары + 0.1 * Стихи + 0.075 * Тест 1 + 0.075 * Тест 2 + 0.3 * Экзамен
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Семинар + 0.1 * Стихотворения 1-2 модули + 0.3 * Тест 2 модуль + 0.3 * Экзамен 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Семинар + 0.1 * Стихотворения 1-2 модули + 0.3 * Тест 2 модуль + 0.3 * Экзамен 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Семинар 3-4 модули + 0.1 * Стихотворения 3-4 модули + 0.3 * Тест 4 модуль + 0.3 * Экзамен 4 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Семинар 3-4 модули + 0.1 * Стихотворения 3-4 модули + 0.3 * Тест 4 модуль + 0.3 * Экзамен 4 модуль
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристофан -. ; Пер. Апт С. К. - КОМЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 377с. - ISBN: 978-5-534-06640-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/komedii-412169
  • Ганин В. Н., Луков В. А. ; Отв. ред. Чернозёмова Е. Н. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ: ПРАКТИКУМ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 265с. - ISBN: 978-5-534-06838-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-xvii-xviii-vekov-praktikum-437773
  • Моммзен Т. ; Пер. Неведомский В. Н., Веселовский А. Н., Под ред. Чечулина Н.Д. - ИСТОРИЯ РИМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 291с. - ISBN: 978-5-534-06632-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rima-412132
  • Платон -. ; Пер. Апт С. К., Соловьев М. С. - ПИР. АПОЛОГИЯ СОКРАТА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-534-06630-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pir-apologiya-sokrata-441955
  • Софокл -., Еврипид -. ; Пер. Мережковский Д. С. - ТРАГЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-07669-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tragedii-423536
  • Эсхил -., Менандр -. ; Пер. Апт С. К. - АНТИЧНАЯ ДРАМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-06641-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/antichnaya-drama-441954

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grintser, N. (Гринцер, Н. ., & Shumilin, M. (Шумилин, М. . (2015). Antiquity in the Modern Times. Homeric Question[Антиковедение В Новое Время. Гомеровский Вопрос]. Published Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.rnp.ppaper.mn71
  • Медовичев, А. (1997). 97.02.005. Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер И История Восточного Средиземноморья. - М.: Изд. Фирма “Вост. Лит.” Ран, 1996. - 328 С. - Библиогр.: 306-321. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E972358
  • Мищенко Ф.Г. - Фиванская трилогия Софокла - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-13153-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13547