• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

Теория и практика межкультурной коммуникации

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на развитие у бакалавров ОП «Филология» компетенций для успешного взаимодействия как в межкультурном контексте, так и в рамках собственной культуры и состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть знакомит студентов с наиболее влиятельными концепциями в области межкультурной коммуникации как науки с момента ее возникновения до настоящего времени, как возникшими за рубежом (Эдвард Холл, Гирт Хофстеде, Ричард Льюис), так и в нашей стране (С.Г. Тер-Минасова, Ю. C. Степанов, В.Г. Зинченко, В. Г.Зусман, З. И. Кирнозе и др.). Специальное внимание уделяется проблеме отражения национально-специфических концептов и стереотипов в литературе, позволяющие филологам взглянуть на литературные произведения под новым углом зрения. Уникальность курса состоит в том, что он базируется на соединении традиционного и новаторского подхода к изучению межкультурной коммуникации с привлечением разработок, выполненных в рамках существующей с 2000 г. Нижегородской школы межкультурной коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: формирование знаний в области ключевых современных подходов к межкультурной коммуникации; формирование представлений о функционировании национально-специфических концептов и стереотипов; выработка умений и навыков межкультурной коммуникации на основе решения кейсов и задач по межкультурной коммуникации; выработка умений и навыков работы с художественными произведениями, содержащими национально-специфические концепты и /или стереотипы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные зарубежные концепции межкультурной коммуникации. Умеет применять теоретические знания в ходе анализа конкретных кейсов межкультурного взаимодействия.
  • Знает основные отечественные концепции межкультурной коммуникации. Владеет основной терминологией, используемой в этих концепциях.
  • Знает различия между концептом и понятием, значением и смыслом. Владеет необходимой терминологией. Умеет анализировать концепт на вербальном уровне. Знает факторы, формирующие концептосферу. Умеет применить теоретические знания при анализе конкретных национальных концептосфер.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Межкультурная коммуникация как наука. Основные зарубежные теории и подходы
  • Концепт и концептосфера.
  • Отечественные концепции межкультурной коммуникации.
  • Стереотипы. Их польза и вред для межкультурной коммуникации.
  • Структура концепта. Анализ концепта.
  • Невербальное общение
  • Культурный шок
  • Национальные концепты в литературе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Тест состоит из 10 вопросов по материалам лекций, семинаров и онлайн курса. 1 полностью верный ответ вопрос – 1 балл. Наполовину правильные ответы не засчитываются.
  • неблокирующий Презентация проекта
    Презентация результата работы над групповым проектом по анализу национально-специфического концепта по предложенному алгоритму
  • неблокирующий Работа на семинарах
    К устным ответам относятся: выступление с докладом, участие в дискуссии по прочитанным текстам, ответы на вопросы преподавателя во время семинара по теме занятия.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.5 * Работа на семинарах + 0.2 * Тест + 0.3 * Презентация проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Training Intercultural Competence for Business (Case Study Aproach) : учеб. пособие / О.А. Данько, Д.В. Еныгин, В.О. Мидова, М.А. Пономарев, Джеймс Ши. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 70 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1030725
  • Боголюбова, Н. М.  Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 253 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01744-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433477 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Боголюбова, Н. М.  Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 263 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01861-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434283 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. - Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-472-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84378
  • Таратухина, Ю. В.  Межкультурная коммуникация. Семиотический подход : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 199 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08259-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424712 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hofstede, G.J. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures / Gert Jan Hofstede, Paul B. Pedersen, Geert H. Hofstede. – Yarmouth: Intercultural Press Inc, 2002. – 234 p. – ISBN 9781877864902. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=6723
  • Lewis, R.D. When Teams Collide: Managing the International Team Successfully / Richard D. Lewis. – London; Boston: Nicolas Brealey Publishing, 2012. – 321 p. – ISBN 9781904838357. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=47354
  • Еныгин, Д. В., Practice book in intercultural tolerance and empathy : учебное пособие / Д. В. Еныгин, Н. Ю. Фоминых, А. В. Бубенчикова, М. А. Афанасьев. — Москва : Русайнс, 2018. — 61 с. — ISBN 978-5-4365-3150-2. — URL: https://book.ru/book/931736 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.