Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
13
Апрель

История русской литературы

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В результате усвоения курса студент расширяет и углубляет знания, полученные в ходе изучения курса «Ключевые тексты русской литературы». Курс «История русской литературы» взаимодействует с курсом «Истории зарубежной литературы», синхронизирован с ним по изучаемым эпохам, что позволяет студентам создать прочное представление о русской литературе как части всемирной. В курсе изучается вся история русской литературы - от ее становления (литература Киевской Руси) до современности (конец ХХ - начало XXI века). Курс является основополагающим для профессионального образования филолога. В результате освоения дисциплины студент осознает, как развивается историко-литературный процесс, получает представление о вехах, персоналиях и произведениях, составляющих историю русской литературы и получат навык адекватной интерпретации произведений изучаемых периодов, умеет работать с литературными источниками и научной литературой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание основных тенденций литературного процесса XI–ХХI вв. и основных произведений этого периода;
  • Знание историко-литературного контекста
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю русской литературы указанного периода, основные литературные памятники, осознает тенденции развития литературного процесса, знает исторический и историко-культурный контекст
  • Знает историю русской литературы указанного периода, основные литературные памятники, осознает тенденции развития литературного процесса, знает исторический и историко-культурный контекст.
  • Анализирует и интерпретирует произведения в соответствующем литературном контексте, умеет создавать критические и научные тексты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Древнерусская литература
  • Русская литература XVIII века
  • Русская литература первой четверти XIX века
  • Русская литература второй четверти XIX века
  • Русская литература третьей четверти XIX века
  • Русская литература последней четверти XIX века
  • Русская литература начала ХХ века
  • Русская литература 1920-1940ых годов
  • Русская литература 1950-1980ых годов
  • Современная русская литература: техника рецепции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Модульная работа 1
  • неблокирующий Модульная работа № 2
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Модульная работа № 1
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Модульная работа № 2 (баттл)
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Модульная работа 2
  • неблокирующий Модульная работа 1
    Первая модульная работа - “Книга в книге” С 2018 года начался выпуск книг в серии “Книга в книге”. https://www.litgid.com/promo/kak-pravilno-chitat-stikhotvoreniya-pushkina/ Книги этой серии представляют собой издания классических произведений русской литературы с комментарием на полях - лексическим, историческим, реальным, визуальным и так далее. При этом комментарии в книгах этой серии далеко не безупречны: они, во-первых, компилятивны и во-вторых, содержат ряд фактических ошибок, так что ориентироваться на них можно только частично. Мы предлагаем вам подготовить таким образом несколько комментированных изданий для подростков 12-16 лет. Ваша задача - ввести русскую классику условного “второго ряда” в круг чтения школьников. Для этого вам необходимо: Выбрать одно из произведений или фрагментов, предложенных ниже Подготовить вступительную статью о писателе и произведении объемом примерно 5 тысяч знаков. Постарайтесь включить издаваемую книгу в литературный контекст, чтобы у читателя возникло представление о том или ином литературном явлении, с которым связано произведение (например, готическая новелла или травелог), сопоставьте его с чем-то уже знакомым школьнику или тем, с чем ему еще предстоит познакомиться (привлечение зарубежной литературы приветствуется). Вы можете сосредоточить свое внимание на одном литературном произведении, похожем на издаваемое, или восстановить более широкий контекст. Подготовить само издание, снабдив его необходимым постраничным или построчным комментарием - лексическим, историческим, визуальным, реальным и т.д. Снабдить издание библиографией (не более десяти наименований) с описанием и ссылками или куар-кодами, по которым сможет дальше пройти школьник, чтобы познакомиться с творчеством писателя, эпохой, литературным явлением
  • неблокирующий Модульная работа 2
    Вторая модульная работа. “Зачем я это посмотрел” На образовательном портале “Арзамас” с 2020 года существует подкаст “Зачем я это увидел”https://arzamas.academy/podcasts/299, авторы которого рассуждают о различных увиденных ими выставках в России и за рубежом. Мы предлагаем вам записать аналогичный подкаст “Зачем я это посмотрел”, в рамках которого вы обсудите те или иные театральные постановки или экранизации произведений русской классики, включенных в основной список литературы. Для записи рекомендуем вам объединиться в группы по два-четыре человека. В ходе подкаста необходимо назвать постановку или экранизацию, охарактеризовать ее (время и место создания, режиссер, сценарист) и обсудить работу с исходным текстом, художественные приемы, актерскую работу, использование звуковых и визуальных эффектов - все, что создает режиссерскую концепцию текста. Ваше прочтение может быть субъективным и не обязано быть апологетическим. Продолжительность подкаста - 15-20 минут. Работа сдается в форме ссылки на подкаст; текстовая расшифровка обязательно прилагается. Подкаст располагается на вашем личном диске или диске группы (проверьте, чтобы открывалась ссылка), расшифровка - на диске группы.
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Модульная работа 1
  • неблокирующий Модульная работа 2
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Модульная работа
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Модульная работа 1 + 0.2 * Модульная работа № 2 + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
  • 2024/2025 4th module
    0 * Коллоквиум + 0.15 * Модульная работа 2 + 0.15 * Модульная работа № 1 + 0.1 * Модульная работа № 2 (баттл) + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Модульная работа 1 + 0.2 * Модульная работа 2 + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
  • 2025/2026 4th module
    0.15 * Модульная работа 1 + 0.15 * Модульная работа 2 + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
  • 2026/2027 2nd module
    0.15 * Модульная работа 1 + 0.15 * Модульная работа 2 + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
  • 2026/2027 3rd module
    0.3 * Модульная работа + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Древнерусская литература : практикум для студентов-филологов, Трофимова, Н. В., 1998
  • Древнерусская литература : хрестоматия, , 2002
  • Древнерусская литература : хрестоматия, , 2005
  • Древнерусская литература XI - XVII вв. : учеб. пособие для вузов, Ольшевская, Л. А., 2003
  • Древнерусская литература, , 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Древнерусская государственность, Котляр, Н. Ф., 1998
  • Древнерусская книжная миниатюра : из собрания Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина, , 1980
  • Древнерусская литература : изображение общества, , 1991
  • Древнерусская литература: тема Запада в XIII - XV вв. и повествовательное творчество, Гладкова, О. В., 2002
  • Древнерусская народность : историко - археологическое исследование, Седов, В. В., 1999
  • Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права : (очерки IX - середины XVII вв.), Рогов, В. А., 2006
  • Древнерусская эстетика, Бычков, В.В., 2012
  • Русская литература от олдового Нестора до нестарых Олди. Ч. 1: Древнерусская и XVIII век, Баркова, А. Л., 2020
  • Славяне; Древнерусская народность : историко-археол. исслед.: избр. труды, Седов, В. В., 2005
  • Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария, Усачев, А. С., 2009

Авторы

  • Гуменная Галина Львовна
  • Гельфонд Мария Марковна
  • Большухин Леонид Юрьевич