• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О лекции Андрея Александровича Кузнецова «Лаврентьевская летопись: тайны создания и обретения, исторический источник и литературный памятник»

22 января 2018 года в Нижегородской Вышке состоялась лекция профессора кафедры культуры и психологии предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Андрея Александровича Кузнецова «Лаврентьевская летопись: тайны создания и обретения, исторический источник и литературный памятник».

О лекции Андрея Александровича Кузнецова «Лаврентьевская летопись: тайны создания и обретения, исторический источник и литературный памятник»

Нам известно время создания летописи – 1377 год –  и её статус памятника российской и мировой культуры, однако обстоятельства её создания монахом Лаврентием и обретения до конца не выяснены. Ключевым вопросом лекции Андрея Александровича стала фиксация различных событийных цепочек, многие из которых ведут в Нижний Новгород.  Все концепции, предложенные А.А. Кузнецовым, опирались на тонкий, глубокий и чётко выстроенный анализ, касавшийся как истории создания летописи, так и её содержания. Исследователь подчеркнул уникальность этого памятника как одного из главных исторических и литературных источников. Что же касается истории создания и «жизни» летописи, профессор Кузнецов убедительно показал, что, по всей вероятности, летопись была создана в Нижнем Новгороде, в древнейшем Благовещенском монастыре или в Печёрском монастыре, основателем которого является благословивший летописца Дионисий.

Разумеется, подобный доклад не мог не быть плодотворным и не вызвать отклика у благодарной аудитории. Вот какими мыслями поделился с нами Леонид Юрьевич Большухин,  преподаватель ОП «Филология» в НИУ ВШЭ-НН:

«Лекция Андрея Александровича  - это образец истинно научного понимания важнейших  и сложных исторических задач. Лекция во всех смыслах была очень интересной и познавательной, но в первую очередь я бы хотел отметить демонстрацию строгости научного мышления. Андрей Александрович очень ярко и выразительно показал, как рождаются ложные  теории и концепции, как легко увести научную мысль в сферу гипотез и свободных фантазий. Кроме того, лектор отметил опасность искушения стройностью и эффектностью концепции. Настоящая наука строга и недоверчива. Она допускает возможность оставить суждение незавершённым, если нет оснований для его завершения. Важно, что эта лекция помогла понять, сколь значима была роль Нижнего Новгорода в истории Руси».

А вот и отзыв Валерии Юрьевны Белоноговой, кандидата филологических наук:

«Лекция профессионального историка-медиевиста А.А. Кузнецова оставила очень сильное впечатление. Речь шла не только об уникальном историческом памятнике, до сих пор хранящем множество загадок, начиная со споров о месте ее создания, которые продолжаются, и кончая глубочайшими подтекстами ее исторического содержания. Речь шла и о шедевре древнерусской литературы, о ее удивительном языке и образности. И вот эта "объемность" и междисциплинарность его научного видения, может быть, самое привлекательное в работах Андрея Александровича Кузнецова. Его выступление представляло собой абсолютно новое прочтение Лаврентьевской летописи  в историческом и в литературоведческом смысле. Именно это "заново прочтение" древнейшей русской летописи позволило Андрею Александровичу сформировать свою идущую в разрез с прежними представлениями концепцию образа Великого князя Георгия Всеволодовича. Отдельно хочу сказать о колоссальной эрудиции лектора. Вместе с ним мы "перемещались" не только по разным эпохам русского средневековья, но и по различным историографическим концепциям. Мы могли "пролистать" труды и судьбы знаменитых русских историков и литературоведов: от А.А. Шахматова - до В.Л. Комаровича, Д.С. Лихачева и А.А. Зализняка. Очень интересным и, на мой взгляд, совершенно справедливым было и обращение лектора к нашей современности и к тому отношению к древней отечественной истории, которое культивируется теперь в нашем кинематографе и СМИ. Эта тенденция поверхностности и развлекательности не так безобидна, как кажется. Она ведет к утрате понимания смыслов древнерусской литературы и окончательному исключению ее из культурного кода российской современности ».

Надо отметить, что лекция стала удивительным и радостным событием не только для преподавателей, но и для студентов вышки:

«Одним из самых значительных аспектов, который следует отметить в лекции профессора Кузнецова о Лаврентьевской летописи, явился широкий охват истории её создания и исследования. Однако факт существования «белых пятен» в её лексическом строе, сюжетов, которые не укладываются в единство произведения, убеждает нас в том, что в отношении к печатному слову "должно сохраняться недоверие". И конечно, не стоит недооценивать влияние этого текста на действительность: неугасающий интерес целых поколений ученых к ещё не разгаданным тайнам летописи служит тому подтверждением».
Алиса Хаба, студентка первого курса ОП «Филология»

«Несмотря на то, что курс древнерусской литературы у меня уже прошел, лекция оказалась очень продуктивной для меня. До лекции о Лаврентьевской летописи я знала немного, да и мои знания оказались неточными, ведь до сих пор ведутся споры о месте создания летописи. Благодаря Андрею Александровичу Кузнецову, мы смогли изучить Лаврентьевскую летопись не только с филогической и лингвистической, но и с исторической точки зрения».
Мария Фадеева, студентка 2 курса ОП «Филология»

Сколько ещё загадок таит в себе Лаврентьевская летопись? К сожалению, разгадать все из них нам пока не под силу, но увидеть дорогу к ним и осознать ценность каждой находки у нас получилось. Мы от всей души благодарим Андрея Александровича Кузнецова и надеемся увидеть его ещё не раз в стенах нашего университета.

Автор отчёта: Полина Жукова