15 ФИЛ: они возвращаются!
О курсе филологов 2015 года поступления всегда ходили легенды. Никто так мгновенно не включался в любые инициативы («В Болдино? Завтра! Поехали! А в Переделкино когда?»), не устраивал такие замечательные семинары (о шекспировском семинаре или первом батле между «Арзамасом» и «Беседой» преподаватели вспоминают до сих пор!), не участвовал почти в полном составе в спектаклях ТФМ (и по Довлатову, и по Чехову, и по Пастернаку). Наконец – да что уж греха таить! – никто так феерически не сыпался на госах и так блестяще не защищал дипломы. Прошло два года после выпуска – и с этого года трое выпускников знаменитого курса будут преподавать на нашей программе: Кристина Леонидовна Чекушова уже два года ведет у филологов на первом курсе английский язык, Ксения Сергеевна Морозова будет вести у первокурсников академическое письмо, а Владимир Алексеевич Афанасьев – семинары по зарубежной литературе и теорию и практику художественного перевода. А мы тем временем решили расспросить выпускников-2019 о том, как прошли два года после выпуска, и в чем ребята нашли себя.
Анна Мухина
«Я всегда с уверенностью говорю, что если бы у меня была возможность повторить студенческие годы, я бы снова пошла учиться в нижегородскую Вышку, где я закончила бакалавриат - первую ступень высшего образования. Буквально несколько дней назад я закончила магистратуру московской Вышки по направлению «Русская литература и компаративистика» и с нового учебного года планирую продолжить учебу в аспирантуре. Кроме того, я уже третий год работаю преподавателем словесности в замечательной московской гимназии № 1514, чему бесконечно рада. Но моя траектория – далеко не единственная из тех, что доступны для филолога. Можно заниматься журналистикой или выбрать академическую стезю, стать исследователем, преподавателем, редактором, копирайтером, переводчиком. Вышка давала и даёт нам много шансов проявить себя, что мы безумно ценим, ценили и будем ценить!
Всем поступающим на нашу программу я хочу пожелать никогда не стоять на одном месте и развиваться, преодолевая внешние и внутренние барьеры. Не нужно бояться браться за что-то новое для себя»!
Юлия Зиновьева
«Уже на втором курсе бакалавриата я поняла, что работать по специальности не буду, и стала искать способы профессиональной реализации своего хобби - рисования. После окончания учебы была в некоторой растерянности, поэтому поехала учителем английского в Китай, чтобы развеяться, немного заработать и заодно подготовить портфолио для работы художником. Из-за пандемии пришлось вернуться, но зато поиск вакансий в интересующей сфере пошел быстрее. Уже год работаю художником на казуальной игрушке и дальше планирую двигаться в выбранном направлении. Зачем, спрашивается, я училась? На работе я действительно не использую навыки филолога, но в целом образование бессмысленным не считаю: Вышка подтянула мое знание английского, существенно расширила кругозор, научила самообразованию, познакомила с интересными людьми, а еще дала мне время и силы понять, чего я действительно хочу. Это среда, в которой можно найти себя».
Владимир Афанасьев
«Четыре года, проведённые мной на бакалавриате нижегородской Вышки («Филология»), безо всякого преувеличения были лучшими годами моей жизни. Я занимался любимой темой, учился у потрясающих преподавателей, ездил на разнообразные конференции, играл в театрально-филологической мастерской (а ведь раньше я и помыслить не мог, чтобы вообще способен выйти на сцену!). Вышка пробудила во мне силы, скрытые доселе от меня самого, и вздохнула в меня стремление учиться, творить, жить.
Два года после бакалавриата я учился в московской Вышке на магистратуре «Литературное мастерство» по направлению «Художественный перевод» (до этого я занимался проблемами перевода «Властелина Колец», и мне хотелось применить теоретические наработки на практике), и приобретенная в Нижнем солидная филологическая база заметно облегчила эту часть моего образовательного пути.
В будущем учебном году я планирую вернуться в нашу Вышку уже в качестве преподавателя и с нетерпением жду начала осени».
Диана Матвеева
«Когда я получила свой диплом филолога и начала поиски работы, честно говоря, я не очень знала, чего на самом деле хочу. Я пробовала себя в SMM, работала в австрийском отеле, занималась оцифровкой текстов, присматривала магистратуру – в диапазоне от Москвы до Праги. Жизнь распорядилась иначе и занесла меня в IT-компанию по разработке голосовых роботов, где я стала первым аналитиком в штате. Через полгода я начала руководить отделом аналитики, который выстроила сама с нуля, и теперь наблюдаю со стороны, как он успешно функционирует без меня. Сейчас я проектный менеджер там же – руковожу двумя крупными телеком-проектами и не собираюсь останавливаться на этом.
Часто я думаю, что стала очень далека от собственно филологии – но в Вышке меня научили не просто книжки читать. Способность быстро анализировать тонны информации, грамотно работать с командой (15ФИЛ любой групповой проект превратят в шоу), принимать верные решения в условиях сумасшедшего темпа и многозадачности – это всё я вынесла оттуда. Вышка раскрыла во мне потенциал, о котором я никогда не догадывалась. И, конечно, все четыре года бакалавриата меня окружали лучшие люди, о которых можно только мечтать, и их я тоже забрала с собой дальше».
Анастасия Лазарева
«Я закончила Высшую школу экономики в Нижнем Новгороде по направлению «Филология» два года назад. А в этом году я закончила магистратуру в московской Вышке по направлению «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», факультет коммуникаций, медиа и дизайна.
Прежде всего, учеба в ВШЭ помогла мне понять, чем я хочу заниматься и в какой сфере хочу развиваться. За время учебы в Вышке я попробовала себя в качестве корреспондента и журналиста в глянцевом издании. Кроме того, у нас была уникальная возможность провести урок русского языка иностранцам! Это, пожалуй, одно из самых запоминающихся заданий.
В августе прошлого года я начала работать на ТНТ smm-менеджером, а сейчас я диджитал-продюсер на этом канале: занимаюсь запусками проектов, придумываю всевозможные активации, конкурсы, игры и много всего, что могло бы заинтересовать пользователей.
Нижегородскую Вышку вспоминаю с теплотой. Здесь какая-то особая семейная атмосфера: ребята из группы всегда друг друга поддерживали, а преподаватели всегда были рады помочь советом и добрым словом. Кроме того, в Вышке поддерживают любые начинания и всегда рады проявлению инициативы. Главное - не бояться и предлагать идеи, в которые вы сами верите, а с реализацией вам точно помогут».
Роман Кузнецов
«Я закончил Высшую Школу Экономики в 2019 году и первое время после выпуска мне было тяжело - очень печально было прощаться с местом, в котором прошли без преувеличения лучшие годы жизни. Мне сложно было представить, как можно жить дальше без лекций о русской литературе и семинаров по ключевым текстам, лестничных чтений и спектаклей ТФМ, без любимых одногруппников и преподавателей. Сейчас я смог вернуть часть этого мира, работая учителем русского языка и литературы в школе №24. Эту школу в свое время закончил я, в ней учится мой младший брат, именно благодаря сотрудничеству школы с вышкой по программе SMART-классов я узнал о направлении «Филология» в нижегородском кампусе и принял решение учиться здесь.
Теперь я работаю в школе и не жалею ни о выборе места работы, ни о выборе места учёбы. Хочется верить, что мне удалось вынести из своей вышкинской молодости то важное, что я смогу пронести дальше и передать другим уже в качестве преподавателя, а не студента».
Ксения Морозова
«Мне сложно представить, как сложилась бы моя жизнь, если бы шесть лет назад я поступила на другое направление и/или в другой университет. Источник сложности – не проблемы с воображением (их как-то никогда не бывало), а удивление от того, как сильно в итоге «отозвались» во мне филология и Вышка.
После выпуска я выбрала путь, который позже для себя обозначила как одновременно неожиданный и закономерный. Больше года я совмещала обучение в магистратуре («Русская литература и компаративистика», московский кампус НИУ ВШЭ), с работой в сфере Influencer Marketing, которая никакой ассоциации с филологией не вызывает. Эти две линии (почти две отдельные жизни) было непросто совмещать, однако я раз за разом убеждалась в том, что мой «бэкграуд» упрощал, а не усложнял эту задачу. Умение находить и анализировать информацию, понимать и транслировать свое понимание окружающим, умение оформить свою мысль, защитить или перестроить ее в ходе содержательного обсуждения – все это я отношу к результатам своего образования.
На все прошедшие и грядущие, свои и чужие споры о судьбах «лириков» в эпоху «физиков» хочу ответить цитатой из Умберто Эко. Не из его научных работ или романов, а из учебного пособия «Как написать дипломную работу»: «...кто способен основательно подготовить сравнение двух редакций мандзониевского романа, сумеет и правильно организовать базу данных своего туристического агентства». Едва ли это можно опровергнуть».