Первому выпуску филологов - пять лет
Пять лет назад в эти дни первые выпускники-филологи нижегородской Вышки сдавали государственные экзамены и дописывали дипломы. Сейчас они занимаются научной работой, переводом, преподаванием, журналистикой, пиаром, пишут статьи, открывают языковые школы, растят детей. Мы начинаем цикл материалов под общей рубрикой "Пять лет назад". В течение лета 2022 года мы расскажем о нашем первом выпуске. Cегодня у нас в гостях Настя Сенченко - бессменная староста группы 13 ФИЛ. Простите, Анастасия Викторовна Власенко, преподаватель Московской Вышки.
— Расскажите, почему Вы решили поступать именно в Вышку? Были ли какие-то альтернативы?
— Альтернатив не было, так как в 10 - 11 классах я постоянно участвовала в днях открытых дверей и зимних, Весенних школах, очень хотела попасть именно в эту атмосферу — понравился подход преподавателей и отношение к процессу обучения в целом. Сначала думала поступать на компьютерную лингвистику, но в год моего поступления открылась программа «Филология», которая была мне гораздо ближе. В 11 классе я приняла участие в олимпиаде «Высшая проба» по литературе и заняла призовое место, что дало мне право поступить без экзаменов на «Филологию». Больше документы я никуда не подавала.
— Вдохновляющая история! До того, как Вы определились с направлением поступления, сталкивались ли Вы с проблемой выбора будущей профессии? Всегда ли Вы хотели связать свою жизнь с литературой и языками?
— Любовь к чтению была с детства, к английскому — с начала изучения языка и культуры. Я пришла и к языку, и к преподаванию с помощью вдохновляющего школьного учителя, поэтому в старшей школе я оказалась в профильном классе с углубленным изучением литературы и английского языка. Два года интенсивных занятий в этих областях мне помогли определиться с направлением в дальнейшем. Ну и моя мама по образованию и по натуре — прирожденный учитель. В общем, выбор профессии был для меня чем-то естественным и абсолютно не сложным.
— Каким было Ваше первое впечатление от Вышки?
— Я бы назвала это превышением всех ожиданий и приятным удивлением от атмосферы, от обращения преподавателей «дорогие коллеги» в адрес студентов с первых дней занятий, от ощущения единства интересов и целей.
— Действительно, ничего не изменилось. Разделяю Ваши эмоции. Вы принимали участие в конференциях, олимпиадах, когда учились в Вышке?
— В конференциях участвовала достаточно активно — и в стенах нижегородской Вышки, и московской, и за рубежом — на 3 курсе ездили на выездную конференцию в Эстонию, Тартуский университет. В студенческих олимпиадах я не принимала участия, но регулярно была соорганизатором олимпиад для школьников. А еще я по академической мобильности провела полгода в Тарту (Эстония).
— А в каких студенческих проектах Вы принимали участие?
— Я была в составе актеров дебютного спектакля филологического театра под руководством Леонида Юрьевича Большухина, который назывался «Мы с тобой на кухне посидим…» про эпоху 1960-70х гг. — потрясающий опыт! Репетиции были отдельным видом удовольствия, хоть и времени тогда не хватало совершенно ни на что — было много учебы, я еще довольно интенсивно работала, но на репетиции мы собирались регулярно.
Еще был проект «Лестничные чтения», где в определенный день месяца мы на переменах в корпусе на Б.Печерской читали стихи выбранного автора — по случаю и без. Хорошо помню, как читали моего любимого Бродского в день его рождения, а проходящие по лестнице студенты других факультетов завороженно останавливались, чтобы послушать.
Были и выездные конференции совместно с лингвистами в Болдино, Большое Мурашкино, Переделкино, где каждый из нас днем выступал с докладом по тематике конференций, а вечером мы собирались и пили чай, играли в литературного «Крокодила» и пели песни под гитару. Если честно, было настолько много событий, что сейчас уже трудно вот так вспомнить все за 4 года.
— Жизнь на факультете филологии насыщена внеучебными событиями. Состояли ли Вы в студенческих клубах?
— Со студенческими клубами интересная история: помню, первого сентября на первом курсе устраивали презентацию всех клубов Вышки, я записалась, кажется, в 5 клубов сразу, среди них была театральная студия, «КоМоТоС», занятия по вокалу, но когда началась учеба, я поняла, что ни с одним из клубов у меня не сложится из-за отсутствия времени. Правда, «КоМоТоСу» получалось помогать по мере возможности: мы регулярно собирали необходимые вещи для детских домов и устраивали благотворительные концерты для домов престарелых.
— Учиться в Вышке нелегко. Что помогало Вам быть в форме, вдохновляло, кто поддерживал во время учебы?
— Всегда вдохновляло то, что несмотря на объемы материала, учеба всегда была интересным процессом, общение с преподавателями на парах было живым и увлекательным. Всегда поддерживала мама, которая незаметно подставляла тарелку с едой и чай, когда я делала домашки по ночам, всегда рядом были друзья-одногруппники, со многими из которых мы близко дружим до сих пор — с ними все сессии казались не такими страшными, а ночи подготовки домашки не такими длинными, потому что у нас был бесконечный чат, где даже в 4 утра кто-то всегда был онлайн.
У меня также была работа (3 и 4 курс я работала в языковой школе), которая помогала переключиться с учебы на другую деятельность и пообщаться с коллегами из сферы преподавания английского. Как говорится, лучший отдых — смена деятельности.
— Какие учебные дисциплины были для Вас интересны или особенно полезны с точки зрения профессионального развития? Были ли любимые преподаватели?
— Очень интересной и одновременно самой сложной дисциплиной были «Ключевые тексты русской литературы», у нас их совместно вели Мария Марковна Гельфонд и Леонид Юрьевич Большухин. Эти пары всегда сопровождались огромным количеством домашнего чтения, но каждая пара была как игра «дешифровщик», где мы все вместе разгадывали послания писателей. Очень нравились занятия по зарубежной литературе с Дмитрием Владиславовичем Боснаком и Кирой Юрьевной Кашлявик.
С точки зрения дисциплин, которые помогли мне в работе преподавателя английского — конечно, большое количество часов английского в неделю помогало поддерживать и развивать язык, а пары по методике преподавания с Екатериной Витальевной Бариновой дали возможность систематизировать собственный опыт и начать применять новые знания по методике на практике.
— Расскажите о сфере Ваших научных интересов. Тема Вашей ВКР?
— Все 4 года я посвятила изучению творчества Иосифа Бродского, каждый год в курсовых работах расширяя тему и добавляя новый аспект в общую канву исследования. ВКР называлась «Рецепция мирового кинематографа в творчестве И.А.Бродского» и стала масштабной работой по поиску и интерпретации отсылок к фильмам, которые были культовыми для поколения И.Бродского.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе. Насколько образование, опыт, полученный в стенах Вышки, способствовали Вашей реализации?
— В данный момент я являюсь штатным преподавателем московской Вышки — веду такие дисциплины, как практика устной и письменной речи (английский язык), подготовка к международным экзаменам по англ.яз., английский для академических целей, а также курирую курсовые работы по методике преподавания. Нижегородская Вышка помогла мне определиться с направлением моей деятельности, а на защите ВКР мне порекомендовали сразу же поступать в магистратуру. Так я оказалась в магистратуре московской Вышки «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». С адаптацией проблем совершенно не было, так как система обучения и оценивания были мне хорошо знакомы, а в корпус, где я сейчас работаю, мы каждый год приезжали для участия в конференциях, поэтому переход был очень плавным. На втором курсе магистратуры мне уже предложили вести занятия у первокурсников. После стольких лет в стенах Вышки у меня не было сомнений в том, что нужно соглашаться на предложение о работе.
— Какие жизненно важные качества Вы открыли в себе (или развили) в Вышке?
— Стрессоустойчивость и многозадачность! И понимание, что нет ничего невозможного. А еще умение находить время на отдых, потому что он необходим, особенно при больших нагрузках в университете или на работе.
— Спасибо за интересные ответы! Последний вопрос. Что бы Вы хотели пожелать абитуриентам?
— Спасибо за интересные вопросы! Пожелать хочу сил и терпения! И все обязательно получится! Главное знать, для чего вы учитесь — вместе с образованием открывается огромное количество возможностей, надо только суметь ими вовремя воспользоваться.
Мы поздравляем Анастасию Викторовну — нашу дорогую Настю — с рождением дочери Лизы и желаем ей счастья и новых профессиональных успехов!
Интервью подготовила Ольга Воропаева, студентка 4 курса образовательной программы «Филология».
Боснак Дмитрий Владиславович