Путешествие в мир литературы
Месяц назад, 6 февраля, у входа в наш кампус на улице Костина толпились старшеклассники со всей Нижегородской области. Они были взволнованы, ведь ребятам предстояло провести 4 дня вместе со студентами и преподавателями программы «Филология», чтобы погрузиться в литературные пучины уже сейчас, а вынырнуть перед самым региональным этапом ВсОШ. Теперь, когда не только школьники смогли прийти в себя после олимпиады, но и организаторы, лекторы, волонтеры — все вышкинцы успели осмыслить произошедшее, мы готовы рассказать о своих впечатлениях.
В этом году мы организовывали интенсивы по пяти направлениям, и у каждого была своя особенность, свой стиль. Интенсив по литературе, на мой взгляд, отличали эклектичность и многочастность: ребят-участников ждали и лекции, и мастер-классы, и экскурсия, и пробные туры, включая творческий. Спасибо программе за эту включенность и искренне желание быть интересными и полезными.
Мария Марковна Гельфонд, академический руководитель программы «Филология» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Когда нам предложили провести интенсив, я решила ориентироваться на ту модель, которую мы не раз реализовывали с коллегами по олимпиадному движению в “Сириусе” и подмосковной гимназии имени Примакова. Концепция такой смены предполагает не просто начитывание лекций, а занятия разного типа - семинары, игры, экскурсии и обязательно - пробные туры, и аналитический, и творческий. Но для организации такого интенсива обычно требуется не менее десяти-двенадцати преподавателей - а у нас в это время идет учебный процесс у студентов, мы не можем его останавливать. Поэтому когда мы с Алисой Владимировной Мытаревой продумывали интенсив, мы решили привлечь к работе студентов, у которых есть опыт успешного участия в олимпиадах (а у нас таких много!). Было очень радостно, что студенты сразу отозвались, включились в процесс, были очень инициативны и доброжелательны. Конечно, мы встречались предварительно и обсуждали и задачи, и организацию каждого этапа. И тем не менее, я считаю, что вклад студентов здесь огромен - они вели занятия по интерпретации поэтического и прозаического текста, помогали в проверке и разборе аналитического тура, взяли на себя организацию творческого тура, а в последний день Наташа Ильина провела еще и игру “Что? Где? Когда?”. Не меньшая благодарность нашим выпускникам: Кристина Леонидовна Ильичева провела занятие по киноанализу, а Дана Находнова - экскурсию по “Заповедным кварталам”. Но и преподавательских лекций было немало - о структуре олимпиады, основных понятиях стиховедения, цитатах и реминисценциях в поэтическом тексте, языке кино и визуальных искусств. Кроме того, преподаватели вместе со студентами проверили все индивидуальные работы аналитического тура и провели подробные консультации по нему, а состоящее из студентов и преподавателей жюри (председатель - Нелли Николаевна Борышнева ) проверило выступления на творческом туре. Вообще этот интенсив еще раз показал, что мы - команда; осталось дождаться, когда школьники, которые в этом году учились на интенсиве, станут ее частью.
Анна Юрьевна Перевезенцева, Начальник отдела аспирантуры НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Среди заданий олимпиады по литературе одно обычно посвящено связи повествования и изображения.
Вопросы, к которым обращаются и на которые ищут ответы писатели и художники, во многом схожи. Искусство — это восприятие мира через призму человеческого сознания, произведение искусства — это всегда синтез объектов или явлений окружающего мира и личности творца. Но выразительные средства, которыми пользуются литераторы и художники, различаются. На нашем занятии я постаралась обозначить основные закономерности, влияющие на восприятие изображения, и приемы, какими пользуются художники, чтобы передать зрителям определенное послание.
В начале лекции мы сразу договорились, что это не курс теории искусства — невозможно за полтора часа погрузиться во все тонкости анализа живописного или графического произведения. Свою задачу я видела в том, чтобы познакомить школьников с основными выразительными средствами изобразительного искусства — показать, на что нужно обратить внимание при анализе изображения, а также напомнить им, какими терминами можно пользоваться, чтобы разнообразить свой анализ, сделать его точнее и полнее.
В первой половине лекции мы со слушателями поговорили про художественный образ, композицию, колорит, контраст, вспомнили или повторили жанры живописи. Во второй части перешли к графике, так как литературные произведения, как правило, сопровождаются именно графическими, а не живописными, изображениями (это могут быть обложки, иллюстрации, афиши), и непосредственно посмотрели, как это работает, на примере разных обложек к одному и тому же произведению. Стилистика изображений, цветовое решение, акценты настраивают читателя, взявшего в руки книгу, на тот или иной лад. Ребята очень чутко это уловили, и, как мне показалось, с азартом включились в обсуждение.
Мы посмотрели, как синтез текста и сопровождающего его изображения может порождать новые смыслы, усиливать звучание авторской мысли, или (и это очень интересный пример) как обложка к книге может, напротив, нивелировать, приглушать некоторые темы, затронутые в произведении, если эти темы, например, неактуальны или неприемлемы в той или иной среде.
Надеюсь, лекция — хотя мне не очень хочется называть это лекцией, скорее, это была беседа, так как слушатели могли выражать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на мои — помогла старшеклассникам более вдумчиво, внимательно и осознанно подойти к выполнению олимпиадного задания, связанного с визуализацией образов литературных произведений.
Дана Находнова, выпускница программы «Филология» 2022 года, руководитель книжного клуба, экскурсовод
Гулять с ребятами на экскурсии было одно удовольствие! Заинтересованные, любознательные, веселые. Несмотря на холод, на интенсивность их программы, мы прошли весь маршрут по местам писателей в Заповедных кварталах!
Далия Домрачева, студент 4 курса программы «Филология» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Вместе с Мишей Кудряшовым мы говорили с 10–11 классами о поэзии и аграмматизмах в лирике. В первый день сразу решили остановиться на имманентном анализе — только брейншторм, только хардкор, чтобы головы кипели! И наши головы тоже. Групповая интерпретация «Утра» Аронзона — чудо, я сама узнала массу полезного и, что особенно ценно, нового от Миши и десятиклассников.
Только после интенсива с восторгом осознала, что за несколько месяцев до защиты диплома наконец-то удалось понять Пастернака (и не без помощи выпускников, конечно), а именно его «Тему», которая ровно за год до беседы с 11-ым классом заставила меня сдерживать крики отчаяния на семинаре К. М. Поливанова. Потому я и взяла субъективно сложный материал: в любимом деле идти надо туда, где страшно. Чтобы потом ничего не бояться! Надеюсь, теперь и наши с Мишей собеседники не боятся читать и, главное, анализировать поэзию.
Александра Борисова, студент 4 курса программы «Филология» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Мы с Дашей Абрамовой работали с девятым классом, вели лекции по прозе. Поначалу ребята немного стеснялись высказываться, но после погружения в текст разговорились и стали делиться личными наблюдениями. Совместными усилиями мы абстрагировались от «школьных» рамок и забыли про вопрос «что хотел сказать автор?». Ребята помогли нам увидеть в тексте то, на что мы изначально даже не обратили внимание, — это здорово! В итоге у нас получился развернутый анализ чеховского «Пари», своеобразный клубок смыслов, аллюзий и реминисценций. Самое приятное — видеть в итоговых текстах то, чему мы ребят учили. Многим удалось посмотреть на разные уровни текста, двигаясь от личного ощущения, от «точки входа» в текст. Конечно, ребятам еще предстоит большая работа, но многое у них уже отлично получается! Желаем успехов!
Никита Носков, студент 3 курса программы «Филология» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Я вел пару для девятиклассников вместе со своей коллегой Полиной Красновой. Мне было сложно адаптировать материал под 9 класс так, чтобы они не просто сидели и молчали, а активно участвовали в аналитической дискуссии. Очень рад, что ребята говорили и делились своими мыслями о текстах, которые мы подобрали для них с коллегой.
Алексей Баринов, студент 2 курса программы «Филология» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Наши с Наташей Ильиной занятия были посвящены анализу современной поэзии. Было очень интересно наблюдать над развитием мысли ребят. Зачастую они смотрели на тексты под необычным углом и находили больше, чем мы задумывали изначально. Поэтому можно сказать, что в таких случаях мы тоже учимся у них чему-то новому. К сожалению, не всегда получалось сразу вовлечь ребят в беседу о текстах. Но когда получалось преодолеть некий барьер, то разговор шел гораздо оживленнее.
Илья Юнусов, студент 1 курса программы «Филология» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
В первый день интенсива меня попросили рассказать о своем опыте участия в региональном этапе ВСОШ по литературе, а в последний день я помогал в организации пробного творческого тура. Особых трудностей не возникало, так как все было очень хорошо организовано. Мне очень понравилось участвовать в интенсиве, было интересно наблюдать за ребятами, за их мозговым штурмом и творчеством, все они были самостоятельными и креативными.
Анна Демкина, участник интенсива по литературе в 2024 году
Это был не интенсив! Это было настоящее путешествие в мир литературы! Только настоящая любовь к предмету может дать такой результат. Повторили все, насколько это возможно, и вышли за рамки школьной программы. Особенно тронула забота педагогов и студентов, индивидуальный подход к каждому. Мне очень понравилось, что был проведен пробный аналитический тур — самый сложный и «дорогой» этап. Более того, потом был персональный разбор, где были обсуждены ошибки, сказаны замечания и, конечно, теплые слова. Не могу не отметить подготовку к творческому туру. Командная работа сплотила нас, благодаря чему на регионе была домашняя атмосфера! Если и проходить на региональный этап, то только ради такого интенсива!
Полина Тюрина, участник интенсива по литературе в 2024 году
Организация и качество лекций — на высшем уровне. Приехала туда в полной растерянности и со стойким ощущением повсюду снующих «конкурентов», а уехала сегодня в ЦОД с горящими глазами, новыми друзьями и большой-большой любовью к литературе и Вышке. И пусть любовь к слову, которой мы все прониклись за эти несколько дней, можно растянуть надолго.
Я бы хотела отдельно поблагодарить за семинары на интенсиве! Это правда было очень хорошо, интересно и полезно. Ни на каких других занятиях я не чувствовала такой же концентрации комфорта и брейншторма! Еще раз спасибо! Надеюсь, до скорых встреч!
Материал подготовила Далия Домрачева