«Я могу создать свой инвестиционный портфель»
Кристина Кузнецова пришла на очно-заочную программу «Экономика и бизнес» с первым образованием по специальности «Программирование в компьютерных системах». Сейчас Кристина пишет диплом и в будущем планирует совместить оба направления в работе менеджера проектов или аналитика-программиста. Как попасть в крупную компанию без стажа и опыта, студентка рассказала службе портала.
Кристина, учебную практику Вы прошли в АО «Саровбизнесбанк», а преддипломную практику — в финансовом отделе производственного предприятии ООО «Болтен». Какие цели Вы ставили перед собой, выбирая компании и проходя практическую подготовку?
До этого времени с финансами компании я была знакома лишь теоретически, а благодаря учебной практике в АО «Саровбизнесбанк» мне удалось не только освоить теорию по финансовым рынкам и институтам, но и посмотреть на деятельность банка «изнутри».
Во время преддипломной практики в финансовом отделе производственной компании ООО «Болтен» мне было очень важно понять, насколько я соответствую требованиям рынка. Как оказалось, все, что я изучила на программе, начиная от бухгалтерского учета, заканчивая бизнес-процессами и основами программирования, пригодилось для решения ежедневных задач.
Для выполнения базовых запросов руководителя моих знаний было достаточно, все задачи и их постановка были мне абсолютно понятными. Хотя по некоторым вопросам, например, при планировании бюджета и расчете производственной себестоимости, потребовалось дополнительное разъяснение нюансов по расходу материалов и инструмента.
Расскажите, как проходила практика, что успели попробовать, в каких процессах принять участие?
Мы познакомились со всеми базами, поучаствовали в расчете бюджета на неделю/месяц вперед, а также в ежегодной инвентаризации компании. Мы считали себестоимость готовой продукции, проводили акты сверки по контрагентам, осуществляли анализ текущих денежных потоков (поступлений, выплат), делали прогноз будущих поступлений денежных средств на неделю и месяц, проводили тщательный анализ отчета P&L, многочисленные расчеты в Excel.
Руководитель практики — финансовый директор компании Евгения Сергеевна Безделина — не только вовлекала нас в решение текущих задач отдела, давая полноценные задания с определенным сроков исполнения, но и все подробно объясняла, отвечала на вопросы, рассказывала о специфике промышленного предприятия, его бизнес-процессах, которые оказывают влияние в том числе на формирование себестоимости, прибыли и т.д.
Нам рассказали о планах и перспективах дальнейшего развития компании, точнее мы стали участниками процесса по формированию стратегии и тактики компании, и это был незабываемый опыт.
Как Вы считаете, как этот опыт поможет в Вашей будущей карьере?
Во время прохождения практики мы получили огромный опыт и четкое представление о функциях и задачах, которые выполняют финансовые и бухгалтерские службы компании, увидели процессы их взаимодействия и обмена информацией, на конкретных примерах научились рассчитывать себестоимость готовой продукции, строить бюджеты, проводить о оформлять результаты инвентаризации, работать в 1С, использовать определенные шаблоны в Excel, готовить разного рода отчеты и сводные таблицы по запросу руководителя.
Опыт взаимодействия с другими сотрудниками/отделами компании также оказался полезным.
Какие из пройденных на программе дисциплин Вы считаете наиболее полезными для будущей работы?
Высшая школа экономики дает хорошую математическую базу, основы программирования на Python, бюджетирование, знания по инвестициям, налогам, коммуникациям. Мне больше всего понравились занятия по предметам «Разработка и принятие управленческих решений», «Управление проектами» на последнем курсе.
Во время обучения было достаточно много приглашенных экспертов-практиков из разных компаний, которые делились практическими кейсами и своим опытом. Запомнились занятия на площадке банка, когда преподавателем был управляющий АО «Саровбизнесбанка» Вячеслав Петрович Решетников.
Полученные на программе знания оказались полезны не только в работе, но и в личных финансах. Например, теперь я могу создать свой инвестиционный портфель или хорошее «продающее» резюме (занятия по этому направлению тоже были очень интересными), правильно рассчитать свои налоги, а также понимаю, как упростить коммуникацию на работе с коллегами.