Нейропятница: операции с пробуждением при опухолях функционально значимых зон
10 декабря 2021 года состоялась традиционная нейролингвистическая пятница. С докладом «Операции с пробуждением при опухолях функционально значимых зон» выступил Игорь Александрович Медяник.
И. А. Медяник, доктор медицинских наук, практикующий хирург, приглашается на нейропятницу уже второй раз, настолько студентам интересно слушать лекции о его работе и исследованиях. В этот раз Игорь Александрович рассказал о том, как проходят операции с пробуждением.
Основные функционально значимые зоны мозга: двигательные, речевые, зрение, интеллект и память. Для того, чтобы минимизировать риск их повреждения при удалении опухолей была разработана методика проведения операций с пробуждением с применением нейромониторинга этих зон.
Минимизация рисков развития послеоперационного дефицита
Прежде всего, до операции, если у пациента подозревают наличие опухоли, проводят МРТ, а затем и функциональную МРТ и картографию. Также при необходимости выполняется КТ с контрастным усилением или КТ ангиография, которая позволяет увидеть соотношение опухоли и крупных мозговых сосудов.
Для планирования доступа используется специализированное оборудование - нейронавигация, куда загружаются данные фМРТ и трактографии, что позволяет в режиме реального времени видеть, где хирурги находятся во время операции по отношению к реперным точкам, чем в данном случае фактически является череп.
В течение операции при использовании нейрофизиологического мониторинга, проводят картирование моторных зон, трактов и собственно операции с пробуждением (awake-операции).
Все это позволяет существенно снизить риски развития послеоперационного дефицита при удалении опухолей функционально значимых зон.
Нейромониторинг
На участки мозга подается низкий ток (1 – 20 мА). При раздражении коры и трактов хирурги получают информацию о расстоянии от опухоли до тракта.
Игорь Александрович также подробно рассказал о некоторых случаях удаления опухолей из своей практики.
Awake-операция
До операции определяют расположение речевых зон и область мимической мускулатуры. По ходу операции функционально незначимый участок удаляется. С помощью монокоагуляции определяется расстояние до речевых или двигательных трактов.
Операция с пробуждением занимает больше времени, так как нужно пробудить пациента, чтобы нейролингвисты провели тестирование. Кроме того, во время операции приходится останавливаться и стимулировать разные участки мозга.
Все эти меры позволяют максимально удалить опухоль и при этом сохранить все функционально значимые зоны.
Особенность интраоперационного лингвистического тестирования: для каждого тракта необходимо использование своего специфического теста.
В конце своего выступления Игорь Александрович подчеркнул, что работа нейрохирурга, нейролингвиста и психолога – это работа одной команды, которая должна действовать слаженно для успешного проведения операций.
Капитолина Унтила