Нейролингвистика и психометрика: статистические модели для изучения нарушений речи
Специалисты Центра языка и мозга используют в исследованиях передовые знания о мозге, психометрические методы, науку о данных и глубокое понимание того, как устроен язык. Директор Центра Мария Худякова рассказала службе портала, какие инструменты оценивания с опорой на самые современные достижения психометрики применимы в работе нейролингвистов.
Сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород проводят исследования в рамках межкампусного проекта «Нейроанатомические корреляты языка: исследование нарушений речи и их мозгового субстрата после нейрохирургических операций». Результаты работы станут источником важных обобщений для современной мировой науки и откроют новые горизонты в предотвращении и лечении самых различных нарушений у пациентов с неврологическими заболеваниями.
Важной практической частью работы сотрудников Центра является лингвистическое сопровождение операций на головном мозге с целью снижения риска послеоперационных нарушений речи у пациентов.
Мария Худякова
Директор Центря языка и мозга НИУ ВШЭ — Нижний Новгород
Мы наблюдаем, как проходит восстановление пациентов после хирургической операции на головном мозге и как это коррелирует с тем, что видно на снимках мозга, где локализована опухоль и какие тракты повреждены после операции, как происходит восстановление речи.
Для оценки того, как пациент восстанавливается после операции, проводится до- и послеоперационное тестирование. Специалистами Центра языка и мозга используется Русский афазиологический тест – современный стандартизированный тест для оценки нарушений речи на разных языковых уровнях.
«За несколько лет работы над проектом в Центре собрано большое количество данных о пациентах в динамике (до, сразу после и через несколько месяцев после проведения операции). Мы пытаемся найти в них новые связи, выявить новые паттерны изменений».
В рамках работы над исследованием директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Мария Худякова приняла участие в Летней школе «Прикладная психометрика в психологии и образовании», организованной Образовательным фондом Айб и Центром психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ. Один из треков Школы был посвящен когнитивным диагностическим моделям – методу, позволяющему по ответам на тест или опросник выявить наиболее частые профили отвечающих, что особенно интересно для образовательной и клинической практики.
В образовательной деятельности, например, когнитивные диагностические модели позволяют проанализировать, какие области знаний нужно подтянуть в группе обучающихся. Результатом тестирования становится не общая оценка успеваемости отдельных учеников, а построение профилей, оценивающих большое количество компетенций, умений и навыков. Метод анализирует и последовательность их усвоения: например, если ученик не умеет складывать, умножать он тоже не сможет.
В настоящее время в клинической практике исследователей Центра языка и мозга результатом оценивания речевых навыков у пациента становится общая оценка за тест и за отдельные субтесты (например, на называние глаголов, предметов и действий, на сопоставление слова с картинкой, на повторение слов, понимание и порождение предложений и целого текста). Использование передовых психометрических методов и программных пакетов в перспективе может улучшить практику оценки и дать нейролингвистам более значимые диагностические результаты.
«Интересно с помощью такого метода проанализировать не только суммарно понимание и порождение речи, а проанализировать каждый субтест и попробовать построить профили пациентов, попытаться разделить их на группы, выделить четкие типы, исходя только из ответов на вопросы теста, не называя заранее эти группы. И изучить, как проходит реабилитация у пациентов с разным профилем».
«Нужно понимать, что эти психометрические модели тоже еще находятся в процессе развития. На данном этапе они применимы к тестам с ответами типа «да-нет», «верно-неверно». Но существуют попытки распространить этот метод на тесты с большим количеством вариантов ответов», — отмечает Мария Худякова.
«Психометрика нам тоже нужна и важна, потому что мы используем, разрабатываем и адаптируем тесты, переводим с иностранного языка. Поэтому мы изучаем все современные методы по проведению тестирования. Приятно быть на фронтире исследований, знать какие современные статистические методы и модели сегодня применяются и как они могут улучшить нашу производительность».