• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Декабрь

В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла школа для руководителей институтов развития образования регионов РФ

Школа «Роль института развития образования в обеспечении устойчивости системы образования региона: вызовы и приоритеты» была организована Институтом образования НИУ ВШЭ (Москва) и нижегородским кампусом НИУ ВШЭ в партнёрстве с Министерством образования и науки Нижегородской области.

В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла школа для руководителей институтов развития образования регионов РФ

© Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Проректоры, заведующие кафедрами и ключевые преподаватели институтов развития образования из разных регионов страны в течение двух дней в составе команд искали решения, которые могут помочь ИРО стать центрами поддержки роста человеческого капитала и усиления конкурентоспособности своего региона.

Участники встречи делились опытом в процессе совместной работы над кейсами о влиянии данных на проектирование портфеля программ обучения педагогов и руководителей образовательных организаций в регионе.

Наталья Серова, заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Серова Наталья Александровна

Наша школа — это пространство рефлексии и трансформации для управленческих команд институтов развития образования. Институты развития образования и наш университет объединяет общая цель – помощь регионам в профессиональном развитии педагогов и руководителей, в сопровождении проектов изменений в образовании.

Школа — способ объединить лидеров институтов развития образования регионов России для поиска механизмов и основания проектирования программ для педагогов и руководителей образовательных организаций с опорой на доказательный подход, с учетом приоритетов развития региона присутствия.

Руководители и преподаватели ИРО увидели на практике, как доказательный подход помогает принимать эффективные решения. Они отметили, что институты развития образования аккумулируют огромное количество данных и выявляют дефициты в сфере образования региона; в свою очередь, высшая школа обладает значительными научными ресурсами и современными инструментами для их дальнейшей обработки.

Елена Перенкова, заместитель министра образования и науки Нижегородской области

Елена Перенкова, заместитель министра образования и науки Нижегородской области

Региональные институты развития образования обладают мощной базой данных, которые очень важно анализировать, вовремя выявлять проблемы и проводить работу с учителями, например, в форме краткосрочных программ повышения квалификации педагогов. Кроме того, они должны быстро реагировать на новые запросы в родительской, детской и учительской среде, аккумулировать и развивать современные образовательные технологии, которых не хватает сейчас педагогам во многих школах и колледжах.

Интеграция усилий университетов и институтов развития образования, на мой взгляд, позволит найти новые смыслы, познакомить педагогическое сообщество с современными международными практиками и новейшими исследованиями, а самое главное — найти нужные технологии, чтобы сделать нашу школу сильной и помочь каждому ребёнку стать успешным.

Константин Серёгин, заведующий Лабораторией управления школой Института образования НИУ ВШЭ, представил аналитические ресурсы НИУ ВШЭ о данных в сфере образования. Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, рассказал участникам о современных трендах в системе дополнительного профессионального образования, которые могут стать основой для развития новых проектов институтов развития образования в разных регионах. Один из таких трендов – это участие в современных региональных программах и федеральных проектах, таких как «Содействие занятости» и «Беспилотные авиационные системы», проекты по повышению производительности труда.

Коршунов Илья Алексеевич

Илья Коршунов

«У ИРО есть региональные гос. задания и возможность участия в федеральных проектах, но они могут успешно работать и в рыночных условиях, в соответствии с существующими запросами, — отметил эксперт. — Рынок дополнительного профессионального образования растет, педагогические программы на нем пользуются самым большим спросом и способны приносить самый большой доход».

Второй день школы был посвящен принципам разработки программ для педагогов, особенностям работы с управленцами в сфере образования и непрерывному обучению. Участники обсудили, как сегодня лучше всего учить взрослых и как каждый ИРО поддерживает сообщества учителей и руководителей у себя на местах.

Алина Иванова, заместитель директора центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, рассказала, о чем говорят исследования в сфере образования, и зачем они нужны. Юлия Корешникова, академический руководитель программы «Педагогическое образование» Института развития образования НИУ ВШЭ проанализировала преимущества и вызовы метода обучения через практику. Мария Лытаева, директор центра поддержки цифрового обучения Институт образования НИУ ВШЭ представила для обсуждения универсальную модель проектирования курса повышения квалификации педагогов.

О различных подходах проектирования программ для руководителей, о механизмах управления талантами в сфере образования в диалоговом формате рассказали Константин Серёгин, заведующий Лабораторией управления школой Института образования НИУ ВШЭ, и  Оксана Исаева, зав. кафедрой организационной психологии НИУ ВШЭ — Нижний Новгород.

Одним из результатов школы стало обсуждение практических кейсов, инновационных идей и решений, которые предлагали участники в процессе совместной работы и общения.

Елена Чиганова, ректор Красноярского краевого института развития образования

Елена Чиганова, ректор Красноярского краевого института развития образования

Сама постановка вопроса о роли института развития образования в обеспечении устойчивости системы образования региона очень интересна и подталкивает к поиску инструментов и путей реализации этой миссии. Актуальны все представленные темы, включая то, как институтам зарабатывать деньги. Для меня это, прежде всего, вопрос востребованности программ и способности института быть интересным. 

С Вышкой у нас давние дружеские и партнерские связи. Для меня все, что делает Высшая школа экономики, — это знак качества. Будет очень здорово, если система дополнительного педагогического образования получит такого партнера и будет делать совместные проекты, например, для школ с низкими результатами: на тему цифровизации, развития педагогических технологий, универсальных навыков и компетенций; а также проекты, связанные с современными вызовами и трендами.

Татьяна Артюгина, проректор по науке и инновационному развитию, кандидат педагогических наук, доцент Архангельского областного института открытого образования

Татьяна Артюгина, проректор по науке и инновационному развитию, кандидат педагогических наук, доцент Архангельского областного института открытого образования

ИРО являются не только инструментом реализации государственной политики в сфере образования региона, но и площадкой для профессионального общения, обсуждения актуальных идей и путей развития. При всей схожести своей практики мы нуждаемся в обмене опытом, новых идеях и просто в свободном профессиональном разговоре. И здорово, что в течение мероприятия это получилось благодаря дружелюбной и спокойной атмосфере.

Мы конструктивно обсудили то, что нас волнует. Всегда приятно послушать экспертное мнение и обсудить какие-то несходства содержательного характера. Главное, чтобы дискуссия была продуктивной.

Подводя итоги двухдневной работы, участники и организаторы отметили, что школа может стать постоянно действующей площадкой, где могут встретиться руководители региональных институтов развития образования, чтобы обмениваться знаниями и опытом в непринужденной обстановке, свободно выражать свои идеи, мысли и обсуждать тренды, которые сегодня есть в нашей стране и в мире.

Фотоальбом мероприятия опубикован здесь.