Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Игра на повышение

На факультете экономики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород объединились кафедра экономической теории и эконометрики и кафедра математической экономики в единый Департамент экономики и анализа данных. Руководителем департамента назначена выпускница НИУ ВШЭ, доцент, кандидат социологических наук Екатерина Креховец. О том, какие задачи стоят перед новым департаментом, что такое экономика сегодня, что помогает совмещать преподавательскую, административную деятельность и к тому же находить время для искусства и мечты, Екатерина рассказала в интервью службе портала.

Игра на повышение

© фото из личного архива Екатерины Креховец

– Екатерина, вся ваша студенческая и профессиональная жизнь связана с Вышкой? Как так получилось?

– В то время, когда я готовилась к поступлению в вуз, Вышка была мечтой любого школьника, и поступить туда хотели все мои знакомые, все мои одноклассники и друзья, кто думал продолжать обучение в вузе. Это было очень круто и престижно. И мы с подругой тоже решили поступать. Подготовка была интенсивной: курсы по выходным, а также дополнительные занятия по математике, английскому языку и экономике. Поскольку экономика не преподавалась в моей школе, мне пришлось осваивать предмет с нуля. И когда я поступила, я была очень рада стать частью этой среды, учиться было интересно. Студенческие годы я вспоминаю как очень веселое время, наполненное общением с прекрасными преподавателями и одногруппниками.  

Когда я заканчивала бакалавриат, была введена Болонская система и появилась магистратура. Мне, конечно, захотелось узнать, что это такое и как организован учебный процесс. Так я приняла решение поступить в магистратуру, на одну из первых программ по направлению «Экономика». Когда я училась в магистратуре, мне предложили работать на кафедре, вести семинарские занятия.  И мне это понравилось, меня это затянуло. Вообще, мне нравится преподавать, это очень творческий процесс.

И вполне логично, если выбирать академический трек, то нужно получить степень, поэтому следующим шагом стала аспирантура и защита диссертации. В отличие от бакалавриата и магистратуры, где приобретаются фундаментальные знания, аспирантура учит методологии исследовательской деятельности, использованию правильного исследовательского инструментария, написанию научных статей. Я считаю, что ученая степень очень важна, это определённый сигнал, маркер, и на рынке труда, и для работодателя, и для коллег, и для студентов. И главное, это включённость в научное сообщество.


– Чем вас заинтересовала экономика?

Мне кажется, экономика интересна тем, что она очень динамично развивается и включена в нашу повседневную жизнь. Многие процессы мы переживаем, будучи частью этой экономической истории. Что-то нам может быть понятно на интуитивном уровне, а в каких-то вопросах хочется разобраться. Например, как работают новые финансовые инструменты, почему случаются финансовые кризисы и можем ли мы их предсказать и захеджировать (hedge — страховка, гарантия) свои риски.

Экономисты сейчас присутствуют вообще во всех сферах, начиная от психологии, социологии, до политики, математики и анализа данных. Они активно развиваются в плане теоретических концепций, идей и практических исследований, и это всегда очень интересно. Кроме того, в экономике всегда можно найти такую узкую сферу, такое направление, которое будет соответствовать твоим интересам и ожиданиям. Например, если нравится спорт, можно заняться экономикой спорта и, используя экономический аппарат и инструментарий, изучать экономические модели в спортивной индустрии, эффективность тренировок и соревнований, почему какие-то команды выигрывают, а какие-то нет. Или, к примеру, можно заниматься экономикой в искусстве и культуре, если интересна эта сфера.  

– А чем, кроме знаний, опыта и профессиональных интересов определяются компетенции эксперта в сфере экономики? И что сформировало вас как эксперта?

– Не знаю, могу ли я говорить о себе как о сформировавшемся эксперте…

– Судя по количеству запросов экспертных комментариев к вам от СМИ и после публикации в Forbes, думаю, ответ очевиден.

– Конечно, меня сформировала, прежде всего, среда Вышки – это коллеги, студенты. Это влияние касается и профессиональных скиллов, которые заложены в моем бэкграунде образованием, подготовкой по фундаментальным теоретическим дисциплинам, так и коммуникативных навыков, которые тоже формируются в университете. Я своим студентам всегда говорю, что одна из ключевых компетенций, чему вы должны научиться в вузе, – это взаимодействию, коммуникации с другими людьми – с партнёрами, с клиентами, с коллегами по работе, с командой. Еще один важный навык – соблюдать дедлайны. Если ты это умеешь, это уже 80% успеха любого дела, проекта, исследования, какой-то реальной задачи, которая перед тобой стоит. И, безусловно, важна ваша профессиональная компетентность в выбранной сфере, а также наличие опыта. При этом не имеет принципиального значения, в какой роли этот опыт был получен – руководителя проекта, менеджера или иного специалиста. В любом случае, практическая деятельность способствует глубокому погружению в тему, позволяет оценить свои возможности, а также выявить пробелы в знаниях и навыках, требующие дальнейшего развития.

 – Екатерина, вы стали руководителем департамента, объединившего две кафедры факультета экономики. Скажите, с чем связано это объединение и какие функции у нового департамента?

– На самом деле это логичное, эволюционное продолжение развития двух кафедр – кафедры экономической теории и эконометрики и кафедры математической экономики. Эти кафедры существовали практически с основания факультета экономики. Они всегда были единым организмом, это одна большая команда преподавателей, которые вместе работают над университетскими проектами, программами и курсами. Мы находимся в постоянном взаимодействии и даже все заседания кафедр всегда проводили совместно. Объединение кафедр в департамент – это, прежде всего, техническая оптимизация административной составляющей, чтобы более эффективно взаимодействовать с другими подразделениями и распределять учебную нагрузку между преподавателями. С одним департаментом технически проще и эффективнее взаимодействовать по запуску новых программ и курсов, эффективнее получается решать поставленные задачи и настраивать процессы.

– Какие задачи стоят перед вами как руководителем? Выстроили ли вы стратегию работы на ближайший год, какие ее основные векторы? И какие из запланированных проектов вы считаете наиболее важными?

– Основные задачи опираются на систему KPI факультета, это набор целевых показателей, который есть у каждого подразделения НИУ ВШЭ.

В краткосрочной перспективе у нас есть несколько задач. Это, прежде всего, более тесное взаимодействие с академическими руководителями по формированию учебных планов на следующий год. Я хотела бы получить от них обратную связь по поводу того, какие курсы нужны текущим и новым программам, что можно улучшить, доработать, поменять под потребности разных слушателей. И это касается не только факультета экономики, потому что у нас есть курсы, которые мы читаем для других факультетов. И вторая актуальная задача – это повышение научно-исследовательской активности. Это касается и публикаций, и работы над экспертными проектами, над практико-ориентированными кейсами. Главным образом, основной мой менеджерский фокус будет на кросс-функциональном взаимодействии между департаментом и всеми остальными структурами вуза.

Хочется так организовать процесс, чтобы всем было комфортно работать, и все получали удовольствие от того, что они делают.

– Если говорить о комфорте в вашей работе, удается ли вам совмещать административную работу с преподавательской? И как бы вы себя определили в первую очередь – вы преподаватель, исследователь, руководитель?

– Мне кажется, я, прежде всего, преподаватель. Я очень люблю эту роль. Я сейчас преподаю две дисциплины. Это «Управленческая экономика» у иностранных студентов на магистерской программе «Финансы». И вторая дисциплина – «Международный бизнес в условиях трансформации», которую мы преподаём с нашей коллегой из Московского кампуса на третьем курсе нашей программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике».

Работа преподавателя как раз хороша тем, что позволяет гибко выстраивать расписание и встраивать занятия в рабочий график. А остальное – вопрос тайм-менеджмента. Помогает еще и то, что многие вопросы можно при необходимости решать удаленно.  Например, рано утром, как я люблю.


– Остается ли у вас свободное время и как вы его проводите?

– Я, конечно, очень люблю работать, поэтому свободного времени не так много. Но если оно появляется, я люблю его проводить активно.  Летом – вейк, зимой – сноуборд, при любой возможности стараюсь укатить в какое-нибудь путешествие.

Стараюсь находить время и на искусство. Выставки, кино, театр. Люблю наш Театр оперы и балета – за последние пару лет он серьезно преобразился. На прошлой неделе я была в Москве, у меня было два часа до поезда, и я решила еще раз пойти посмотреть на Марка Шагала в Новую Третьяковку.

– А что смотреть и читать и тем, кто интересуется экономикой?

– Посмотреть про экономику вообще можно много всего, учитывая большой поток доступной информации. Есть огромное количество подкастов и каналов. Я могу порекомендовать, например, канал, который называется “Marginal Revolution University” с лекциями по микро- и макроэкономике. Подкасты “Planet Money”, где через какие-то простые истории или исторические события объясняются экономические процессы. И подкаст “EconTalk”, это подкаст Ричарда Теллера, нобелевского лауреата 2017 года по экономике.

Если говорить про художественную литературу, то это, конечно, Теодор Драйзер, и его «Финансист». И ещё роман-антиутопия американской писательницы Айн Рэнд «Аталант расправил плечи».

А из фильмов – это «Игра на понижение» – история, основанная на реальных событиях.

– О чем сейчас мечтают студенты и о чем мечтаете вы?

– Мне сложно говорить за студентов, но мне кажется, они мечтают о том же, о чем в студенчестве мечтали мы, – реализоваться, найти себя в этой жизни. Мечтают о признании, просто у каждого это абстрактное понятие признания превращается в свою конкретную цель.

А моя сегодняшняя маленькая мечта – поехать в Антарктиду. Это невероятное место, единственная территория в мире, которая не принадлежит ни одному государству. То есть ты приезжаешь туда в какую-то максимальную точку свободы. Это очень здорово. Хочется посмотреть на северное сияние и погладить вековые льды.