Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формула успеха карьеры психолога и коуча: найти свою нишу, заявить о себе и постоянно учиться

В нижегородском кампусе Вышей школы экономики прошел первый PhyCoachFest — фестиваль психологов и коучей. Выпускники и преподаватели программ профессиональной переподготовки «Коучинг: продвинутый курс» и «Психолог-консультант» обсудили актуальные вопросы и перспективы развития в помогающих профессиях.

Формула успеха карьеры психолога и коуча: найти свою нишу, заявить о себе и постоянно учиться

© Фото Владислава Марцева

Фестиваль, который объединил студентов, выпускников и экспертов из разных городов, был приурочен к церемонии вручения дипломов. Участники получили возможность встретиться лично, выступить перед друг другом и пообщаться со своими преподавателями.

Первая онлайн-программа профессиональной переподготовки «Коучинг: продвинутый курс» открылась в нижегородском кампусе Высшей школы экономики в 2022 году, через год запустилась программа «Психолог-консультант». На сегодняшний день по ним прошли обучение почти 700 человек.

В Бизнес-школе созданы «PsyCoach Club» и общий чат «Все коучи и психологи Вышки», объединивший более 470 специалистов, помогающих студентам и выпускникам программ в поиске клиентов, продаже услуг и дальнейшем развитии карьеры.

Чилипенок Юлия Юрьевна

Юлия Чилипенок

«Мы решили объединить в единое профессиональное сообщество выпускников программ подготовки психологов-консультантов и коучей этого года и предыдущих выпусков, а также опытных экспертов Вышки, — рассказала Юлия Чилипенок, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, д.с.н., академический руководитель обеих программ. — И коуч и психолог призваны оказать помощь и поддержку человеку, который нуждается в изменениях. Психолог в большей степени нацелен на работу с глубинными установками и прошлым человека, а коуч работает с настоящим и будущим клиента, его целями и мотивацией».

Александровский Сергей Владимирович

Сергей Александровский

«Самое ценное в обучении в любом возрасте — это возможность общения с единомышленниками, плодотворного, напитанного новыми идеями и смыслами, — открывая мероприятие, отметил Сергей Александровский, декан Бизнес-школы. — Я очень рад, что мы заложили основу традиции ежегодно в день вручения дипломов собирать коллег помогающих профессий».

На встрече поднимались такие важные темы, как необходимость нейроскиллов в работе психолога и коуча, запросы современных клиентов, начало самостоятельной практики, предотвращение выгорания, принятие неизбежности перемен, развитие карьеры и личного бренда.


Юлия Чилипенок рассказала о комплексном подходе к обучению специалистов помогающих профессий в Бизнес-школе НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: «Уникальность нашей программы подготовки коучей в том, что она дает комплексный подход к профессии: мы изучаем основы коучинга, инструменты и компетенции, отдельные специализации коучинга, менторинг, супервизию и основы личного бренда.

На программе «Психолог-консультант» мы даем основные современные направления этой науки, чтобы, попробовав каждое, человек сам понял, в чем бы ему хотелось специализироваться. По самым популярным направлениям мы планируем сделать углубленные курсы. Ведь учиться в помогающих профессиях предстоит в течение всей карьеры».

Юлия Юрьевна отметила, что партнерство Школы с Национальной федерацией профессиональных менторов и коучей и Национальным институтом сертифицированных консультантов по управлению дает возможность выпускникам пройти профессиональную сертификацию в этих организациях.

Но главные особенности программ — это большое количество «живых вебинаров» (до 100) и не менее 12-15 преподавателей-практиков на каждой программе, ведущих именно те дисциплины, в которых они являются признанными экспертами. Каждый преподаватель программы приносит свой уникальный опыт и знания, что позволяет участникам получить разносторонний взгляд на коучинг и психологию.

В процессе обучения слушатели отрабатывают приобретенные навыки в группах и с наставниками, а по окончании могут пройти практику в Центре психологической помощи для студентов Высшей школы экономики, который появился благодаря работе экспертов программ Бизнес-школы.

Васильева Елена Николаевна

Елена Васильева

Результатами исследования специфики современных обращений клиентов к психологам-консультантам поделилась Елена Васильева, доцент кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, к.п.н., научный руководитель программы «Психолог-консультант»: «Все больше людей обращаются к психологам за решением эмоциональных проблем, таких как депрессия, страх, тревожность, чувство одиночества. И многие получают необходимую поддержку, просто имея возможность высказаться. Второе по частоте обращение — неудовлетворенность жизнью, собой, отношениями, отсутствие принятия себя, уважения, любви; то есть человек хочет узнать, что в себе изменить, развить, как сделать так, чтобы, по большому счету, стать счастливым».

Один из самых актуальных вопросов для начинающих коучей и психологов-консультантов – старт карьеры, продвижение своих услуг и личного бренда.

Татьяна Прудникова, выпускница 2024 года, бизнес-коуч, наставник по деловому протоколу, этикету, продажам и коммуникациям, директор по продажам Московской школы управления «Сколково», поделилась историей создания своего личного бренда.

«Чтобы рассказать миру о себе, важно выбрать свое направление и целевую аудиторию и через публикации в соцсетях и на сайте показывать свою экспертизу, достижения, участие в специальных мероприятиях и профильных конкурсах, — поделилась Татьяна Прудникова. —  Недавно я подала справку о себе в Ассоциацию журналистов, и теперь мне приходят запросы от СМИ, приглашения на подкасты и эфиры. Заявить о себе можно, придумав и реализовав собственный проект, например, какое-то интересное и значимое мероприятие».


Алина Фахрутдинова, выпускница программы «Коучинг: продвинутый курс», считает, что регулярно вести социальные сети специалистам могут мешать внутренние ограничивающие убеждения: «Иногда вложенные усилия превышают полученный результат, не только потому что мы не знаем, как снимать и набирать просмотры. Мы не видим смысла вести социальные сети из-за большого внутреннего сопротивления, справиться с которым могут помочь коучинговые методы».

Анна Ахмадиева, Ирина Булгакова, Ольга Белова и Диляра Махмутова, выпускницы программы «Коучинг: продвинутый курс», рассказали о развитии своего товарищества коучей: «Нам было комфортно во время обучения, нас сопровождали, у нас были классные, эмпатичные преподаватели, но в какой-то момент мы начали рассуждать о том, что будет дальше. Нам не хотелось расставаться, и мы решили объединиться, чтобы вести общий телеграм-канал, который постепенно растет и помогает нам находить клиентов и развивать собственные каналы продвижения».

Александра Коробецкая, выпускница программы «Психолог-консультант», считает самыми важными для себя инструментами, которые помогли поставить бизнес на ноги, узкую специализацию, продуктовый подход, личный бренд, нетворкинг и партнерство.

Оксана Тенякова, выпускница 2023 года программы «Коучинг: продвинутый курс», посоветовала осознавать свои эмоции при принятии финансовых решений и, стремясь к быстрому успеху, грамотно просчитать все риски и возможные издержки.

Мария Добрынина, психолог, коуч, выпускница программы 2025 года, отметила, что в начале практики перед специалистами встают важные вызовы: свобода, смелость идти собственным путем и экспериментировать.

Вероника Михалова

«Я профориентолог для взрослых, карьерный консультант, 20 лет проработавший в сфере управления персоналом, веду дисциплину «Карьерный коучинг». Интересно, что в моем блоке студентов интересует, прежде всего, собственное развитие, а не то, как помочь клиенту построить карьеру. Я бы посоветовала специалистам искать свою нишу, понять, с какими запросами интереснее работать, и отстраиваться от конкурентов», — отметила Вероника Михайлова, преподаватель программы «Коучинг: продвинутый курс».

На программу «Коучинг: продвинутый курс» приходят учиться HR-специалисты, которые активно используют в своей работе коучинговые методы, а также те, кто планирует параллельно зарабатывать коучингом или полностью уйти из найма. Обучение привлекает и молодых людей, и совсем взрослых, которые уже имеют стабильную работу и реализацию в жизни, но наконец-то могут себе позволить заняться тем, о чем давно мечтали. Марина Орлова и Анна Куприянова, доценты кафедры «Журналистика и социология» Тольяттинского государственного университета, пришли на программу с целью освоить коучинговые инструменты для работы со своими студентами.

«К нам пришло учиться поколение Z, и, погрузив студентов в практические занятия с первого курса, мы увидели, что их ожидания от журналистики далеки от реальности. Необходимость посещать множество мероприятий и встречаться с людьми, постоянно совершенствовать свои навыки коммуникации погружали их в такое стрессовое состояние, что из 27 первокурсников до 4 курса доходили только 7. Применяя новые инструменты, мы помогаем студентам раскрывать творческий потенциал, повышать уровень доверия в общении и стабилизировать ресурсное состояние», — поделилась Марина Орлова.


Лучшим решением проблемы взаимодействия разных поколений и развития команд, состоящих из людей разного возраста, с разными ценностями, Наталья Сизова, преподаватель программы «Коучинг: продвинутый курс», считает менторинг.

Наталья Сизова

«Я пришла в коучинг после 10 лет работы руководителем представительства банка, длительное время работала внутренним коучем сети клиник, а сейчас работаю внешним бизнес-коучем, ментором, командным коучем и тренером в разных медицинских организациях, — рассказала Наталья Сизова. — Я помогаю формировать командный подход, сильные управленческие команды, полезна в работе с пациентами. И поскольку сейчас и пациенты меняются, и поколения новых сотрудников приходят совершенно разные, существует необходимость использовать современные инструменты управления, развития и достижения целей. Мой курс посвящен менторингу в бизнесе, инструменту, который помогает находить подход к сотрудникам с разными ценностями и поддерживать взрослых людей в развитии».

«В помогающих профессия не обойтись без "нейроскиллов" — умения применять в работе знания о том, как устроен мозг, — считает Наталья Мосалева, преподаватель программы "Коучинг: продвинутый курс". — Мы работаем с мозгом: трансформируем привычное мышление, учим действовать по-новому, в неопределенности, управлять эмоциями и договариваться с "неосознанным". Зная, как мозг принимает решения, мы можем помочь людям достигать целей быстрее и эффективнее».

Профессиональный коуч берет на себя обязательство регулярно обучаться, постоянно заниматься развитием своей личности, проходить менторинговые и супервизионные сессии.

Ирина Богословская

«Супервизия — это работа с собой, — рассказала Ирина Богословская, преподаватель программы "Коучинг: продвинутый курс", дипломированный супервизор для коучей. — На сессиях мы разбираем ситуации, произошедшие у коуча с клиентами. Мне нравится видеть, как меняются коучи, которые начинают развиваться, и появляется "побочный эффект" — глубокое увлечение своей мечтой. Эта профессия бесконечная, бесконечно можно познавать себя, менять, наблюдать. Вы решаете, какое вам нужно настроение, окружение, чтобы решить задачу. Изменения неизбежны, и только вы выбираете, становиться тем, кто изменениями управляет, или изменения будут управлять вами».