Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Найти и устранить путаницу: как научные исследования юристов помогают разобраться в законе

Студентка третьего курса аспирантуры по праву Дарья Филиппова вошла в число восьми победителей конкурса на получение специальной стипендии НИУ ВШЭ. Дарья стала единственным стипендиатом от нижегородского кампуса. Такая стипендия назначается на конкурсной основе один раз в год аспирантам очной формы обучения, продемонстрировавшим наивысшие результаты научной деятельности в форме публикаций.

Найти и устранить путаницу: как научные исследования юристов помогают разобраться в законе

© фото из личного архива Дарьи Филипповой

Тема диссертации, над которой работает Дарья Филиппова – «Публично-правовые особенности взыскания исполнительского сбора в Российской Федерации». Научный руководитель – Ирина Михеева, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного и административного права.

Также летом 2024 года она вошла в число Лучших преподавателей. Дарья преподает на кафедре теории и истории права и государства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. В интервью службе портала Дарья рассказала о своих научных публикациях, которые принесли ей победу в конкурсе, и о том, как ей удается совмещать науку, преподавание и перестройку дома детства.

– Дарья, расскажите о своей научной работе. В какой области вы проводите исследования и почему выбрали именно эту тему?

– Моя диссертация посвящена исполнительскому сбору – это такой штраф, который платят должники, если вовремя не выполняют решения суда. Точная тема звучит так: «Публично-правовые особенности взыскания исполнительского сбора в Российской Федерации». Эта тема интересна тем, что затрагивает сразу несколько областей права: административное, исполнительное, процессуальное и немного гражданское.

Впервые я заинтересовалась этой темой на третьем курсе университета, когда изучала предмет «Исполнительное производство». Преподаватель, Ильяс Рашидович Янбаев, очень интересно об этом рассказывал.

Когда я начала работать, то часто сталкивалась с тем, что люди, с которых взыскивали этот сбор, не понимали, за что они должны платить еще что-то, если суд уже все решил. Они спрашивали: «Почему я что-то еще должен, если по решению суда с меня уже всё взыскали?» Люди просто не понимали, что нужно вовремя выполнять решения суда. Были случаи, когда этот сбор взыскивали незаконно, например, если человек не мог вовремя заплатить по уважительным причинам. Чтобы правильно разобраться в этих ситуациях, я стала изучать тему глубже, не только на практике, но и в теории. Оказалось, что в законах есть неточности и разные люди применяют их по-разному.

Мой научный руководитель в магистратуре, Ирина Вячеславовна Михеева, помогла мне посмотреть на эту проблему шире, с точки зрения административного права. Исследования в магистратуре показали, что тему нужно изучить более подробно. Проблемы, которые я видела на практике, только убедили меня в том, что нужно провести серьезное исследование, чтобы устранить путаницу. Надеюсь, что мои выводы помогут должникам, с которых незаконно взыскали исполнительский сбор, защитить свои права.


– Какие конкретно публикации принесли вам победу в конкурсе на получение стипендии? Можете рассказать об одной из них более подробно, простым языком, чтобы было понятно широкой аудитории?

– К заявке на получение стипендии я прилагала две публикации. Первая называлась «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве и практика взыскания исполнительского сбора». Она была актуальна, когда ввели мораторий на банкротства и приостановили исполнительные производства из-за санкций. Вторая статья, «Освобождение о взыскания исполнительского сбора: особенности процессуальной формы», более важная, потому что показывает, как плохо сейчас защищены права должников. Исполнительский сбор – это деньги, которые судебный пристав взыскивает с должника, если тот не выполнил решение суда вовремя. Эти деньги идут в государственный бюджет как штраф.

Часто бывает, что этот сбор взыскивают несправедливо, когда у должника не было возможности вовремя выполнить решение суда. Закон позволяет обжаловать это постановление в суде. Но я выяснила, что суды в разных регионах по-разному рассматривают такие дела:

• по-разному считают сроки для обращения в суд.

• выбирают разные способы рассмотрения дела.

• требуют разные доказательства.

• тратят разное время на рассмотрение дела или вообще не вызывают стороны в суд.

Получается, что должники в разных частях России находятся в разном положении, что несправедливо. Из-за этого одни должники хуже защищены, чем другие. Я обнаружила, что правила освобождения от этого сбора по-разному прописаны в разных процессуальных кодексах (гражданском, арбитражном и административном). Законодатели не создали четкие правила, и поэтому должники оказываются в уязвимом положении.

В конце статьи я предложила, как исправить ситуацию: нужно разработать понятный механизм для освобождения от исполнительского сбора. Я предложила:

• подавать заявление об освобождении от взыскания;

• подавать заявление в тот же суд, который вынес первоначальное решение;

• разрешить подавать заявление в течение всего срока принудительного исполнения.

– Что, по вашему мнению, делает научную публикацию успешной и значимой?

– Я полагаю, что успех и значимость научной публикации зависят от следующих ее характеристик: работа должна отвечать на актуальные научные и практические вопросы, иметь сильную теоретическую и практическую проработку, включать в себя систематизацию доктринальных подходов, а также разработку оптимальной модели правового регулирования, которая будет верной не только теоретически, но и не вызовет разночтений при правоприменении.

– Как вы видите развитие своей научной карьеры в будущем? Есть ли у вас какие-то конкретные цели или проекты?

– Первостепенная задача в настоящий момент – написание достойного текста кандидатской диссертации, с ее последующей защитой и получение научной степени. В дальнейшем хотелось бы продолжить преподавательскую деятельность, а также внести весомый вклад в науку административного права или исполнительного производства. Меня привлекает научное руководство курсовыми работами, поскольку я понимаю, что могу поделиться накопленным опытом со студентами, научить их писать качественные работы и помочь с выстраиванием корректного вектора научного исследования.


– Как вы распределяете свое время между наукой и преподаванием? Есть ли у вас какие-то секреты тайм-менеджмента?

– Поскольку я совмещаю несколько социальных ролей, я постоянно сталкиваюсь с необходимостью балансировать между наукой, преподаванием, практической юриспруденцией и бытовыми задачами. Это действительно сложно: подготовка диссертации требует глубокого погружения в исследование, преподавание – регулярной подготовки материалов и общения со студентами, параллельно нужно координировать рабочую деятельность (быть готовой к судебным заседаниям, не допускать нарушения сроков сдачи проектов) и уделять время семье. Сутки, действительно, кажутся очень короткими. Честно признаться, я до сих пор нахожусь в поиске оптимальной модели. Для себя я приняла, что идеального баланса не существует. Иногда для чего-то из перечисленного приходится жертвовать выходными. Главное, что я поняла для себя, нужно не корить себя за это, а постепенно корректировать ритм. На текущий момент, даже при серьезной загруженности я стараюсь выделять пару часов на спортивные активности или прогулку с близкими людьми. Мне необходимо это для поддержания продуктивности.

– Какие у вас хобби и увлечения, помимо науки и преподавания? Что вас вдохновляет и дает силы?

– Практическая юриспруденция, преподавание заставляет пропускать через себя множественные переживания доверителей и студентов. Возникает явная потребность в эмоциональной разгрузке. Первое – я пытаюсь отдалиться от городской суеты, найти уединение в природе. В особенности меня привлекает весенняя пора, когда можно наглядно наблюдать пробуждение всего живого. Завораживает, когда недавно пустующая и серая природа наливается жизнью, что видно не только в красках, но и в звуках. Также, с недавних пор, часть своего времени я посвящаю восстановлению деревенского дома, где в период каникул проходило мое детство. В этом процессе пробуждаются яркие и приятные воспоминания и отзывается дух благодарности за то, что есть во мне сейчас.

В непродолжительные промежутки свободного времени пытаюсь уделять внимание художественной литературе, которая дает возможность прожить вместе с героем небольшую жизнь или серию событий, пережить диапазон ярких чувств, закладываемых автором в произведение.

Также, стала замечать, что лучшим отдыхом от интеллектуального труда является труд физический. Потому, начинаю уделять некоторое внимание спортивным занятиям. Я только еще в начале пути, но уже чувствую, что регулярная активность даст больше энергии и тонуса для интеллектуальной деятельности.

– Как вы видите развитие вашей научной карьеры? Какие планы после окончания магистратуры?

– После успешной защиты, безусловно, не имеется планов по оставлению науки без внимания. Хочется расширять горизонты научных интересов, совершенствоваться в преподавательской деятельности. Пытаться совершенствовать правоприменительную практику за счет проработанных и научно-мотивированных подходов к толкованию законодательства и качественных процессуальных документов.

– Какой совет вы бы дали всем, кто стремится к успеху в науке и образовании?

– Несколько пунктов, которые считаю важным учитывать при научной работе и образовательной деятельности:

  • верить в положительный результат, не предвкушать неудачу;
  • наука – поле для дискуссий, любое аргументированное мнение имеет место;
  • вера в свои возможности – это отлично, но еще лучше – заложить чуть больше времени на их реализацию;
  • подходите к исследованию ответственно и комплексно;
  • победа любит упорных.