Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нижегородская Вышка — на ЦИПР Тех-Френдли Викенд: от детства ИИ до карьеры в бигтехе

Эксперты НИУ ВШЭ – Нижний Новгород приняли участие в дискуссиях и прочитали авторские лекции на городском фестивале «Тех-Френдли Викенд» в рамках конференции ЦИПР. Директор нижегородского кампуса НИУ ВШЭ Анна Бляхман приняла участие в паблик-ток «Как построить карьеру в бигтехе», где вместе с представителями Авито и Альфа-Банка говорила о том, как построить карьерный трек в высококонкурентной ИТ-сфере.

Нижегородская Вышка — на ЦИПР Тех-Френдли Викенд: от детства ИИ до карьеры в бигтехе

© GEOMETRIA

В ходе дискуссии участники обсудили, с чего начать строить карьеру в ИТ, поговорили о мифах, которые могут мешать начинающим специалистам, а также дали конкретные советы, которые помогут заявить о себе и добиться успеха.

Первым шагом к построению карьеры в сфере информационных технологий часто становятся стажировки. Они не только предоставляют возможность студентам применить теоретические знания на практике и продемонстрировать свои навыки и амбиции, но и являются важным инструментом для создания профессиональных контактов и понимания специфики работы в выбранной области. А работодатели в свою очередь могут оценить потенциал стажеров и в дальнейшем нанять специалиста с опытом.


По результатам исследования «Авито Работы» в апреле 2025 года число предложений о стажировках в России выросло на 67% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Эксперты объясняют такой результат растущим дефицитом кадров. А по результатам опроса 2024 года среди российских специалистов в возрасте от 18 до 25 лет, половина опрошенных в итоге трудоустраивалась в компанию, в которой проходила стажировку в последний раз. 

Эксперты отметили, что существует множество мифов о стажировках, которые могут вводить в заблуждение молодых специалистов. Один из самых распространенных –стажировки предлагают только низкооплачиваемую или бесплатную работу. На самом деле, многие ИТ-компании предлагают конкурентоспособные зарплаты стажерам, которые могут варьироваться от 40 до 100 тысяч рублей в зависимости от направления деятельности и сложности задач.


В ходе дискуссии было отмечено, что сейчас немаловажным также становится вопрос роли вузов в подготовке специалистов с разносторонним опытом в сфере информационных технологий. Чтобы готовить специалистов, которые смогут успешно работать в условиях быстро меняющейся индустрии, университетам нужно стать более адаптивными к потребностям рынка, где работодатели стремятся находить кандидатов, которые могут выполнять не только узкие специализированные задачи, но и применять свои навыки в различных контекстах.

Например, специалисты, обладающие опытом в нескольких областях, таких как финансы и маркетинг, имеют преимущество, поскольку они способны интегрировать свои знания и подходы в ИТ-сферу, что делает их более ценными для компании. Работая на стыке нескольких дисциплин, такие специалисты могут более гибко реагировать на изменения и требования рынка. Например, если кандидат имеет опыт в проектном управлении и одновременно в разработке программного обеспечения, он может более эффективно взаимодействовать с командами и клиентами, понимая их потребности с разных сторон.

Также в современных университетах важной составляющей образовательного процесса становится проектная деятельность.

Анна Бляхман, директор нижегородского кампуса НИУ ВШЭ

Бляхман Анна Александровна

Выпускники ИТ-направлений нижегородской Вышки выходят на рынок труда уже на уровне middle. Во время учёбы они получают опыт работы с реальными проектами и глубокое понимание требований индустрии — то, что многие осваивают только спустя годы после трудоустройства. Наша задача как вуза — выстроить взаимоотношения с партнёрами, которые заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и предоставить студентам возможность попасть к ним на стажировку. Чтобы как можно раньше узнать, что находится «под капотом» у той или иной кампании и выстроить для себя эффективную карьерную траекторию.

Участники дискуссии — Артем Кумпель, старший управляющий директор Услуги и Рекламы Авито, Татьяна Семина, руководитель группы по развитию стажерских программ Авито и Татьяна Крестьянинова, директор по работе со стратегическими партнерами Альфа-Банка — отметили, что важным фактором для успешного прохождения стажировки и дальнейшего трудоустройства является способность прислушиваться к советам и конструктивной критике со стороны наставников и коллег, а также умение выстраивать коммуникацию, налаживать связи и демонстрировать свои сильные стороны.

Завершилась дискуссия советами по успешному построению карьеры, которые эксперты сформулировали на основе личного опыта и опыта успешных коллег. Советы следующие:

1. Не бойтесь пробовать новое. Важно пробовать различные подходы в работе и принимать участие в разных проектах. Это не только расширяет кругозор, но и позволяет находить новые возможности для карьерного роста.

2. Выражайте своё мнение. Не стесняйтесь делиться своими мыслями и идеями с коллегами. Обсуждения могут привести к интересным инсайтам и помочь в дальнейшем карьерном продвижении.

3. Не бойтесь ошибаться. Важно не только учиться на своих ошибках, но и переосмысливать их как опыт. Это позволяет не зацикливаться на неудачах, а извлекать из них полезные уроки для будущего.

Также в рамках «Тех-Френдли Викенд», темой года которого стал искусственный интеллект в креативных индустриях, преподаватели НИУ ВШЭ – Нижний Новгород выступили с лекциями, где поговорили о развитии искусственного интеллекта и о цифровизации бизнеса.


Борис Улитин, академический руководитель программы «Компьютерные науки и технологии», выступил с темой «Взросление искусственного интеллекта: как он меняется и меняет нас».

Борис Игоревич рассказал о разных этапах в жизни ИИ, начиная с момента его возникновения. Понятие «искусственный интеллект» было предложено в 1956 году на Дартмутской конференции. Участники конференции, включая таких ученых, как Джон Маккарти и Клод Шеннон, заложили основы для дальнейших исследований в этой области.

Борис Улитин отметил, что искусственный интеллект – это не просто технологический феномен, а целая эволюция, проходящая через различные стадии, сравнимые с человеческим развитием.

Начальные годы развития ИИ он сравнил с ранним детством человека. В это время происходили первые неловкие попытки создания интеллектуальных систем, которые еще не могли полноценно функционировать. Как и в детстве, в этот период ИИ задавал себе вопрос: «Могу ли я доверять миру?». Это было время экспериментов и изучения, которое привело к значительным достижениям в последующие годы.

Важный этап в развитии ИИ связан с нейронными сетями, которые стали основой для современных технологий машинного обучения. Вдохновленные работами таких ученых, как Джеффри Хинтон и Йошуа Бенжио, нейронные сети открыли новые горизонты в решении сложных задач.

Еще один важный фактор для развития ИИ – робототехника, которая предоставила новые возможности для его внедрения в реальный мир. Роботы, обладая множеством систем, отвечающих за равновесие, передвижение и обработку сигналов, становятся примером того, как ИИ может функционировать в различных условиях.

Появление больших данных (big data) стало катализатором для усовершенствования ИИ. Обработка колоссальных объемов информации позволяет моделям ИИ обучаться на реальных примерах и делать более точные прогнозы, учитывая всю информацию, накопленную человечеством за годы. Это открывает новые горизонты для применения ИИ в различных сферах, от медицины до финансов. Но и содержит в себе опасность некорректного обучения и галлюцинаций.


С переходом на следующий этап, который можно охарактеризовать как «молодость», ИИ начинает активно искать свое место в мире. Здесь важно осознать, что для успешного существования ИИ необходимо найти свою нишу и адаптироваться к требованиям окружающей среды. Как и человек, ИИ сталкивается с вопросами о своей роли и значимости в обществе. Здесь важно понять, как ИИ может взаимодействовать с людьми и другими системами, а также как он может быть принят обществом. Вопросы близости и изоляции становятся актуальными в контексте взаимодействия ИИ с человеком и обществом. Близость подразумевает интеграцию в общество, тогда как изоляция может возникнуть из-за непонимания или опасений со стороны людей. Поэтому ИИ должен развивать не только вычислительные способности, но и эмоциональный интеллект, чтобы устанавливать доверительные отношения с людьми.

Современные системы, такие как голосовые помощники (например, Алиса или Siri), становятся не просто инструментами, а полноценными компаньонами. Люди начали взаимодействовать с ними так, как будто это живые существа, используя имена и обращаясь к ним с просьбами. Это изменение в восприятии ИИ значительно увеличивает уровень доверия и создает новые формы социального взаимодействия.

Несмотря на значительные достижения в области ИИ, существует множество вызовов, касающихся его способности чувствовать и действовать как человек. Основной проблемой является невозможность однозначно определить наличие у ИИ истинной эмоциональной осознанности и способности к эмпатии. ИИ может имитировать эмоциональные реакции, однако до конца не понятно, способен ли он испытывать настоящие эмоции. Например, может ли ИИ переживать радость, грусть или страх – чувства, которые требуют сознания и самосознания. Это вызывает вопросы о том, как мы можем взаимодействовать с ИИ и какие границы должны быть установлены.

С каждым годом технологии становятся все более сложными и интегрированными в повседневную жизнь. Прогнозируется, что ИИ будет продолжать развиваться, открывая новые возможности и вызовы для общества, где самыми важными вопросами становятся этика (как обеспечить использование ИИ в интересах человечества?), безопасность (как защитить данные и предотвратить злоупотребления?) и образование (как подготовить новое поколение специалистов в этой области?).

Борис Улитин, академический руководитель программы «Компьютерные науки и технологии»

Улитин Борис Игоревич

Вопросы этики и ценностей в контексте ИИ становятся все более актуальными. ИИ, будучи с технической точки зрения программным инструментом, отражает те знания и ценности, которые заложены в его алгоритмы. В настоящее время мы имеем дело со уже вполне зрелым, но все еще слабым, контролируемым ИИ, для работы которого разработаны три основных принципа (заимствованных из робототехники), которые должны соблюдаться ИИ-системами: помощь человеку, невозможность нанесения ему вреда и соблюдение первых двух принципов при любых выполняемых действиях.

При создании ИИ необходимо учитывать, как его действия могут повлиять на общество. Например, если ИИ принимает решение, которое наносит вред, кто несет ответственность за это решение: разработчик, пользователь или сам ИИ? Эти вопросы требуют всестороннего обсуждения и разработки новых подходов к этике в области искусственного интеллекта.

Но вообще, будущее взаимодействия человека и ИИ зависит от того, насколько хорошо мы сможем интегрировать технологии в нашу жизнь, сохраняя при этом человеческие ценности и принципы.

Тема соблюдения баланса между пользой и вредом от применения искусственного интеллекта была продолжена на лекции «Цифровая трансформация как Digital Аrt: как удвоить темпы роста с помощью креативного мышления» Надежды Маловой, начальника Центра цифровой трансформации и повышения эффективности бизнеса.

Одним их важных тезисов выступления стало замечание Надежды Геннадьевны –гениальные технологии освобождают в людях гениальность.


Лектор совершила экскурс в историю цифровой трансформации, рассказав о таких инструментах оптимизации бизнес-процессов как Диаграмма Исикавы («диаграмма причин и следствий» или «рыбья кость») и Канбан-метод, основанный на принципе разделения объёма работы на конкретные задачи, который можно применять, например, для того, чтобы сделать процесс созерцания сакуры комфортным для посетителей. Она сравнила управление данными с творческим процессом, где очень важно развивать креативность.

Креативные инструменты управления, такие как доски и карточки задач, играют важную роль в визуализации рабочих процессов и повышении вовлеченности сотрудников. Эти инструменты помогают командам не только планировать задачи, но и отслеживать их выполнение, что способствует более качественному взаимодействию.

Надежда Малова, начальник Центра цифровой трансформации и повышения эффективности бизнеса

Малова Надежда Геннадьевна

Цифровая трансформация — это не просто модное слово, а необходимость для любой современной организации, стремящейся к устойчивому развитию и конкурентоспособности. И начинать её нужно со стратегии. Организация должна чётко понимать, каких целей она хочет достичь, и как цифровые инструменты могут помочь в этом. Стратегический подход позволяет выявить ключевые направления для трансформации и спланировать ресурсы для реализации задуманного.

Прежде чем принимать решение о цифровой трансформации, важно тщательно оценить экономическую целесообразность. Необходимо посчитать все затраты, связанные с ручным трудом, автоматизацией процессов, внедрением и сопровождением новых систем. Сравнение затрат и выгод позволит понять, стоит ли игра свеч, и какие инвестиции принесут наибольшую отдачу.

Мы живем в эпоху стремительных изменений, которые часто называют 4-й, а некоторые даже 5-й промышленной революцией. В этих условиях конкуренция приобретает новые формы, и на первый план выходит экосистемность. API и другие инструменты позволяют организациям вливаться в горизонтальные цепочки, где синергия взаимодействия многократно усиливает результаты.

Цели и задачи цифровой трансформации должны быть понятны всем членам организации, чтобы каждый понимал свою роль и вклад в общий успех. Необходимо создать систему мотивации и поддержки, чтобы сотрудники активно вовлекались в процесс изменений и чувствовали себя частью команды. В конечном счете, цифровая трансформация — это не просто внедрение новых технологий, а изменение мышления и культуры организации. Это переход к более гибкому, адаптивному и клиентоориентированному подходу к бизнесу. И успех этого процесса зависит от готовности руководства и сотрудников к изменениям, а также от чёткого стратегического видения и эффективного управления.

В заключение встречи Надежда Малова отметила, что цифровизация даёт уникальную возможность раскрыть потенциал сотрудников и переориентировать их на более сложные и творческие задачи. Вместо того чтобы тратить время на рутинные операции, сотрудники могут заниматься инновациями, развитием новых продуктов и услуг, взаимодействием с клиентами. Но для этого необходимо инвестировать в обучение и переквалификацию персонала, чтобы люди могли эффективно использовать новые технологии.

Также в рамках ЦИПР преподаватели нижегородской Вышки приняли участия в Правовом форуме «Право.AI».

Заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анастасия Логинова и доцент кафедры теории и истории права и государства Евгений Мамай выступили с лекцией «IP&AI: Хитросплетение сущностей в законе и судебной практике».

Участники форума обсудили ключевые вопросы, связанные с искусственным интеллектом, включая границы ответственности, авторское право и регулирование технологий. Особое внимание было уделено внедрению AI в юридическую практику, безопасности и автоматизации юридических процессов, а также адаптации права к развитию новых технологий. Трансляция выступления доступна по ссылке.