• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Как преподавать литературу, чтобы она стала для ученика предметом о самом себе »

В нижегородской Вышке состоялась вторая встреча лектория «Куда ведут слова», посвященного профессиональным маршрутам филологов. Антон Скулачев, председатель «Гильдии словесников», руководитель гуманитарного профиля Московской школы №1514 рассказал студентам факультета гуманитарных наук и педагогам о специфике преподавания литературы в школе.

«Как преподавать литературу, чтобы она стала для ученика предметом о самом себе »

© пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Антон Скулачев пришел работать в школу на третьем курсе историко-филологического факультета РГГУ, участвовал в проведении литературно-олимпиадных смен, разрабатывал цифровые материалы по литературе в «СберОбразовании», и сейчас как выпускник курса «Ориентированная на решение краткосрочная терапия» Шанинки занимается супервизией учителей. Антон Алексеевич рассказал о том, как можно говорить с учениками о литературе с позиции «культуры достоинства» – культуры, которая, по концепции психолога, педагога и публициста Александра Асмолова, ведущей ценностью считает личность человека, вне зависимости от того, насколько тот удобен и выгоден обществу.

В ходе разговора участники встречи вспомнили свои радости и страхи, вызываемые школьными уроками литературы, и на их основе выяснили, как сделать процесс обучения более свободным и веселым, как для ученика, так и для учителя. Говоря о том, как разговор о литературе может развить критическое мышление и расширить кругозор, Антон Алексеевич поделился несколькими педагогическими приемами, например, работой с метафорой как когнитивным инструментом, введением вариативности задания, усиливающей мотивацию ученика, интерпретацией текста как способом научить ответственности за любое высказывание, изучением современной литературы с точки зрения ее диалога с классикой.

В конце разговора Антон Алексеевич ответил на вопросы о том, что делать учителю в ситуации кризиса смыслов и как реагировать на безразличие со стороны учеников.

Амаэль Яннис Ренар, студент 2 курса программы «Филология»

Амаэль Яннис Ренар, студент 2 курса программы «Филология»

Особенно меня впечатлили живые истории из практики преподавания Антона Алексеевича и его открытая, располагающая манера общения. Мне очень близок его нестандартный подход к образованию, который заставляет задуматься о том, как на самом деле сегодня строятся школьные уроки и что в них можно улучшить.

Наталья Ильина, студентка 4 курса программы «Филология»

Наталья Ильина, студентка 4 курса программы «Филология»

Эта встреча очень вдохновила меня. Антон Алексеевич показал, как важно в преподавании не просто следовать методичкам, а вкладывать в каждое занятие ценности и смыслы. Мне понравилось упражнение, с которого началась лекция: выписать условно «приятные» и «неприятные» моменты, а затем проработать каждый пункт. Пожалуй, такую технику можно использовать не только для работы с учениками, но и для саморефлексии.

Дарья Басманова, выпускница программы «Филология»

Дарья Басманова, выпускница программы «Филология»

Это была прекрасная встреча, после которой захотелось еще больше читать, думать, учиться и учить. Спасибо Антону Алексеевичу, что поделился опытом, как преподавать литературу, чтобы она стала для ученика предметом о самом себе

Преподавателям литературы, тем, кто только входит в профессию, и тем, кто в этом уже давно, Антон Алексеевич посоветовал «никогда не бояться».

Антон Алексеевич также поделился материалами, которые могли бы быть полезными начинающему учителю словесности.

Материал подготовили Илья Юнусов и Алексей Баринов,

студенты 3 и 4 курса программы «Филология».