Расшифрованный мир: конференция «Знаки в культуре» прошла в нижегородской Вышке
Всероссийская конференция «Знаки в культуре», организованная совместно с Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал), Нижегородской государственной консерваторией им. М. И. Глинки и Нижегородским государственным художественным музеем (НГХМ) собрала более 400 участников – лингвистов, историков, искусствоведов, художников, музыкантов, преподавателей и студентов. Их объединил глубокий содержательный разговор о языке культуры, символах в искусстве и интерпретации смыслов.

Мемориальный проект «Знаки в культуре» был посвящен ярким ученым, известным нижегородским профессорам — лингвисту, искусствоведу и коллекционеру Андрею Евгеньевичу Бочкареву (1955-2023) и историку Радиславу Вячеславовичу Кауркину (1954-2021).
Конференция открылась подиумной дискуссией «Знак в культуре» в Арсенале. Первый разговор был сосредоточен на символах, мемах и цитатах в искусстве и культуре, а также на том, как наше восприятие и общение формируются культурными кодами и контекстами.
Спикерами дискуссии выступили эксперты в области семиотики, лингвистики и культурологии:
- доктор филологических наук, профессор, НИУ ВШЭ — Москва, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва» Максим Кронгауз,
- профессор НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, специалист по поэзии авангарда Леонид Большухин,
- доктор культурологии, профессор Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, знаток современной музыкальной эстетики Татьяна Сиднева,
- заведующая отделом зарубежного искусства Нижегородского государственного художественного музея Сабина Мельник,
- студентка магистратуры «Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Елизавета Незнамова.
Модератором выступила советник заведующего Волго-Вятским филиалом Пушкинского музея Анна Гор.
Видеозапись дискуссии опубликована по ссылке.
Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Эта конференция для нижегородской Вышки — мероприятие очень знаковое. Она посвящена двум именам, которые для нашего университета очень важны: Андрей Бочкарёв и Радислав Кауркин. Их, к сожалению, нет с нами, но их знак в культуре Вышки и их значение для гуманитарной науки – безусловны. И эта встреча – продолжение разговора с этими коллегами, учеными, друзьями на темы, которые волновали и вдохновляли их, а сейчас продолжают привлекать наше внимание.
Валерий Зусман, вице-президент НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, член Программного и Организационного комитетов конференции
Ключевой темой конференции стало понятие знака. Знак — это универсальное явление, существующее в истории, культуре, бытовой жизни. И, соответственно, во многих докладах использовался семиотический подход. Благодаря ему мы видим, что знак объединяет микрокосм и макрокосм, отсылая к скрытым связям между различными пластами бытия.
Программа конференции была очень насыщенной: состоялись подиумные дискуссии, круглые столы, пленарные и секционные заседания. Также для участников конференции была организованна кураторская экскурсия по выставке «Шифр и символ. Аллегории в искусстве» в НГХМ.
Завершился вечер первого дня концертом «Знаки в культуре» в Арсенале, посвященным музыке XX столетия — времени многоликому, радикально переосмысляющему вековые традиции прошлого. Студенты Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки исполнили произведения Клода Дебюсси, Леонида Десятникова, Дмитрия Шостаковича. А благодаря комментариям музыковеда, доктора культурологии, профессора Татьяны Сидневой можно было проследить, как музыка выполняет важную миссию в общем процессе постижения тайн знака в культуре.
Второй день конференции был посвящен интенсивной работе тематических секций и круглых столов. Дискуссии охватили широкий спектр гуманитарных дисциплин: от теории языка, семантики и семиотики до междисциплинарных исследований языка и проблем перевода. Были организованы секции «Теория языка. Семантика. Семиотика», «Междисциплинарные исследования языка», «Анализ художественного текста. Проблемы перевода», «История литературы и культуры». Студенты 4 курса программы бакалавриата «Филология» представили студенческий проект «Семиотика города: знаки культуры».
Лада Зотова, аспирантка НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, участница конференции
Изучая знаки и символы, мы обнаруживаем новые закономерности и многочисленные отсылки — как в отдельном тексте, так и в культуре в целом. Мне кажется, такая установка на поиск потаённого смысла является самой сутью гуманитарного знания. Такая работа была проведена и в моём докладе — он посвящен исследованию «знаков культуры» в романе Джулиана Барнса «Шум времени». В рамках своего выступления я попыталась проанализировать культурные знаки, которые раскрывают основную дихотомию романа: противопоставление «шума времени» (характеризующего XX век в целом и социально-политическую обстановку в Советской России в частности) и «шёпота истории», который как раз выходит за границы исторического времени и сохраняет только голос искусства. Для этого я старалась описать маркеры времени: различные материальные объекты, художественные явления и культурные феномены.
Мне понравилась разнонаправленная тематика докладов участников нашей секции — все они помогли по-новому взглянуть на знаковую природу литературы. Больше всего заинтересовал доклад Елизаветы Незнамовой о «Портрете художника в юности» Джеймса Джойса, который был связан не только с «вчитыванием» и трактовкой словесных символов, но и «вглядыванием» в символы и попыткой осмыслить визуальную традицию таких портретов. Особые эмоции у меня вызвал вечер памяти Андрея Евгеньевича Бочкарева: по-настоящему тёплое событие, которое объединило людей самых разных направлений и помогло достойно вспомнить великого педагога.
Нелли Борышнева, доцент факультета гуманитарных наук, член Организационного комитета конференции
Конференция «Знаки в культуре» посвящена памяти Андрея Евгеньевича Бочкарёва — исследователя, который фокусировал свое внимание на вопросах семантики, с точки зрения как языковых исследований, так и анализа знаков в литературных произведениях. Он был учеником французского специалиста по семантике, профессора Франсуа Растье, и в своё время защитил докторскую диссертацию по творчеству Марселя Пруста. Научные интересы нашего коллеги и определили ключевую тему конференции.
Дело в том, что современные исследователи в гуманитарных науках всё больше и больше ориентируются на семиотический подход — потому что многое в окружающем нас мире можно оценивать как знак. То, как этот знак репрезентируется в культуре, то, какие смыслы он несёт в культуре — всё это объединяет и культурологов, и историков, и литературоведов, и лингвистов.
Секцию англистов мы решили посвятить памяти ещё одного очень дорогого нам исследователя — Ольги Анатольевны Наумовой, которая тоже занималась анализом различных культурных феноменов. Очень удачно, что эта тема была поддержана в нашей секции, и многие доклады затрагивали анализ жанра или то, какие новые смыслы появляются при использовании традиционных жанровых канонов в разные периоды литературного процесса. В своём докладе мне было интересно посмотреть, как жанр биографии изменился в литературе XX века, какие темы и методы к нему присоединились, и как Джон Гарднер использовал это в собственном литературном творчестве. В его личности сочетались несколько культур: с одной стороны, он — американский писатель (и это тоже повлияло на его восприятия жанра биографии), а с другой стороны — он сам, как филолог, занимался изучением европейской литературы, и, в частности, литературы древнеанглийской.
Круглый стол историков был посвящен памяти Радислава Кауркина, выдающегося преподавателя, бессменного вдохновителя и организатора студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», чей вклад в изучение исторической памяти и краеведения сложно переоценить.
Завершающим аккордом конференции стала встреча просветительского проекта «Культурная среда», посвященная памяти Андрея Бочкарёва. В экспозиции выставки «Полёт» были представлены около 20 работ нижегородских художников из коллекции Алексея Кузнецова. Каждая картина сопровождалась авторскими комментариями Андрея Бочкарёва. Вице-президент, профессор нижегородской Вышки Валерий Зусман так охарактеризовал его подход: «Бочкарев умел соединять, казалось бы, несоединимое — глубокое исследование языка и любовь к живописи. Для него проблема языка была везде: в тексте, в картине, в разговоре».
Конференция «Знаки в культуре» стала междисциплинарным диалогом, важным для понимания сложных механизмов культурных процессов, и данью уважения наследию тех, кто формировал гуманитарную мысль Нижнего Новгорода.
Материал подготовлен при участии студентки программы «Филология» Елены Богушевской.

