Городские олимпиады для школьников: увлекательное путешествие в мир науки
В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород завершились ежегодные городские олимпиады для школьников 7-11 классов, ставшие традиционным совместным проектом университета и Департамента образования администрации города Нижнего Новгорода. В этом году олимпиады по математике, праву, литературе, экономике, а также дебютные олимпиады по дизайну и русскому языку, собрали более 1000 учеников из образовательных учреждений области.

Эти интеллектуальные состязания не только выявляют самых способных и эрудированных школьников, но и открывают перед ними новые возможности: победители и призеры получают дополнительные баллы к учету индивидуальных достижений при поступлении на соответствующие программы бакалавриата Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде.
Ирина Точилова, представитель Департамента образования администрации Нижнего Новгорода, приветствуя участников, подчеркнула высокую планку заданий: «Олимпиадные задания — это материал не только школьной программы, а далеко за ее пределами, повышенной сложности. К этим заданиям необходимо готовиться, например, решая задания городских олимпиад прошлого учебного года, размещённые на сайте НИУ ВШЭ, чтобы разобраться в структуре олимпиадного задания, уровне сложности и отработать "западающие вопросы", а также использовать дополнительные источники при подготовке к олимпиаде».
Широкий спектр дисциплин городских олимпиад позволяет каждому школьнику найти область применения своих талантов и помериться силами с лучшими сверстниками.
«Городские олимпиады Высшей школы экономики давно стали яркой и ожидаемой частью академической жизни города. И каждый год привносит в них что-то особенное, — отметила Наталья Серова, заместитель директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. — Главное отличие нынешнего сезона — это расширение горизонтов и внедрение новых форматов проведения олимпиад для школьников подросткового возраста. Сохраняя акцент на традиционные дисциплины, мы активнее добавляем направления, отражающие современные творческие и междисциплинарные вызовы. Мы видим растущий интерес к проектным задачам на стыке дисциплин — так в Вышке появилась олимпиада «Дизайн». Это не просто проверка знаний из учебника, а приглашение к решению нестандартных, творческих, почти “взрослых” задач».
Олимпиада по дизайну объединила технические вопросы и творческие задачи и привлекла ребят не только из Нижнего Новгорода, но и из разных городов области, а также Московской области и Казани.
Екатерина Волкова, руководитель профиля «UX/UI Дизайн», не скрывала своего восторга: «Я поймала себя на мысли, что с огромным удовольствием прошла бы эту олимпиаду сама! Мне очень интересно, ведь здесь удачно сочетаются сухая тестовая и творческая части. Если бы я вернулась в школьные годы, то поучаствовала бы, даже если бы не увлекалась дизайном — просто из интереса, настолько она динамична и захватывающа».
«Одним из главных критериев оценки является нестандартное (или креативное) мышление учащихся. Дизайн — не точная наука, это творческая профессия, и задачи нужно решать с творческим подходом», — рассказал Алексей Пузанов, один из составителей заданий.
Алексей Пузанов отметил творческое задание — нарисовать страницу 404 (страницу, которая появляется на сайте при неверном адресе). Он подчеркнул, что дизайнеры всегда находят креативное решение для её отображения: она должна быть самоироничной, чтобы пользователь не обиделся, а также максимально полезной — с подсказкой, куда нажать. Однако, возможно, именно это задание и стало самым сложным для учеников. Его совет на будущее: «Будьте смелее и мыслите творчески. Дизайн любит креатив и нестандартный подход. Выделяйтесь и удивляйте — тут можно».
Задания олимпиады по русскому языку в основном были направлены на знание современных норм и правил языка. «Для того чтобы решить задание, нужно руководствоваться не только языковыми правилами, но и логикой, позволяющей установить языковые закономерности, что соответствует современному подходу к лингвистическим фактам, в том числе исследованию языка с помощью компьютерных инструментов, — рассказала Ольга Колчина, составитель заданий, доцент Департамента фундаментальной и прикладной лингвистики. — Интересными были задания, связанные с ненормативными способами образования новых слов в русском языке, на анализируемых примерах школьники познакомились с тем, как живет русский язык сейчас. А также задания на материале других языков, которые демонстрировали универсальность языковых законов».
Олимпиада проверяет языковую интуицию школьников, знание языковых законов, умение анализировать языковые факты, помогает развивать языковое чутьё.
Ольга Колчина
Интересно, что девятиклассники и десятиклассники справились с заданиями по олимпиаде успешнее, чем ученики 11 класса. Это удивило, пока не знаю, чем это можно объяснить. Возможно, ученики 11 класса в преддверии сдачи ЕГЭ и сочинения начинают рассуждать несколько шаблонно. Например, в одном из заданий, где требовалось в ответе написать всего три предложения, участник написал целое сочинение по шаблону итогового сочинения. Но были очень хорошие работы, баллов на 10 превышающие результат призеров.
Наталья Серова отметила, что форматы проведения традиционных для Вышки олимпиад меняются, становятся гибче: «Например, для семиклассников мы провели олимпиаду по математике, которая не требовала сидеть более трёх часов за одной партой. Благодаря поэтапному получению задач, участники могли фокусироваться в определённый промежуток времени только на 1-2 заданиях, свободно передвигаться по аудитории, взаимодействуя с организаторами для сдачи решения и получения новой задачи. И главное — по итогам олимпиады школьники могли сразу увидеть результаты, получить развёрнутую обратную связь от жюри и даже провести апелляцию!
Новый формат себя оправдал: он действительно помогает непоседливым подросткам, которые только учатся дисциплинировать ум, выбирать стратегию, принимать решения — решать задачу или "сбросить" её, учатся взаимодействовать с экспертами и задавать правильные вопросы. Как же приятно было видеть и слышать искренние аплодисменты в адрес лидеров! Открытость, честность, эмпатия и уважение — вот что воспитывают настоящие олимпиады».
Традиционная городская олимпиада по экономике включала два типа заданий – тесты и задачи. Для успешного участия школьникам необходим определенный уровень математической подготовки, особенно умение работать с функциями и графиками, а также знание экономических терминов. «Поскольку у большинства участников нет сейчас экономики в школе, мы стараемся также включать задания, которые можно было бы выполнить, основываясь на логике и знании школьной математики», — пояснила Татьяна Николаева, старший преподаватель Департамента экономики и анализа данных НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
Татьяна Николаева
Будущим участникам олимпиады Татьяна Николаева советует «изучать экономику самостоятельно – сейчас для этого масса возможностей, даже если в школе нет такого предмета. И обязательно разбирать материалы олимпиад прошлых лет». В целом, изучение экономики полезно тем, что связывает явления и процессы, происходящие в обществе, логику и элементы математики, позволяет воспринимать предметы не каждый в отдельности, а в сочетании друг с другом, и лучше усваивать материал, а впоследствии легче приспособиться к обилию терминов в вузе.
Городская олимпиада по литературе в этом году отметила свой десятый юбилей, и команда из пяти преподавателей традиционно подготовила для школьников пять уникальных задач: распределить предметы одежды, заказанные литературными героями XIX века, или заказы поэтов «серебряного века», сделанные в ресторане; подготовить систему комментирующих гиперссылок для стихотворений, наполненных историко-литературными аллюзиями; распознать подлинность текста, что актуально в эпоху распространения контента, генерируемого искусственным интеллектом; попробовать себя в роли театральных критиков и воссоздать спектакль по нескольким мизансценам; сделать поэтический художественный перевод.
Мария Гельфонд
«Это действительно задачи, с которыми так или иначе сталкивается филолог в своей практической деятельности. Не будет преувеличением сказать, что над ними наша команда работает весь год. Если человек составляет олимпиадные задания, он и читает, и в театр, и на выставку идет с мыслью — как это можно трансформировать в удачную задачку, — поделилась Мария Гельфонд, представитель организационного комитета, академический руководитель программы «Филология». — Нам очень важно, чтобы школьники, которые ориентируются на поступление к нам, осознавали — их ждет творческая и вместе с тем очень коммуникативная работа, потому что филология — это прежде всего наука о понимании».
Дарья Сиухина, ученица 11 класса МБОУ «Лицей № 165», поделилась впечатлениями от участия: «Это не первая моя творческая олимпиада, и каждый год это что-то невероятное и очень интересное! Очень понравилось переводить стихотворение, еще было весело делать задание про нейросеть и “Мертвые души”. Все задания были достаточно сложными, к ним, конечно, нужна особая подготовка».
Полина Якуркина, ученица 11 класса МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 183 имени Р.Е. Алексеева»
В этом году задания очень интересные. Потребовалось хорошее знание творчества авторов, каких-то автобиографических моментов. Мне больше всего понравилось задание по спектаклям и на перевод, было очень интересно. В целом было довольно сложно, но поучаствовать в таком точно стоит.
Полина Малютина, ученица 11 класса ГБОУ «Лицей-интернат «Центр одаренных детей», участница олимпиады по праву
Я узнала об олимпиаде от своих учителей, которые и готовили нас на уроках по праву. В дополнение я самостоятельно искала материалы в интернете, знакомилась с заданиями прошлых лет. Они показались мне не очень сложными, мы эти темы проходили на уроках, все вполне решаемо.
Ольга Мельникова, начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов
Ежегодное проведение городских олимпиад школьников – важная миссия для нас. С одной стороны, это предоставление возможности для ребят с разными, иногда противоположными интересами, попробовать себя в решении нестандартных задач, возможности стать частью настоящего интеллектуального соревнования, где каждый шаг – это определенный вызов. С другой стороны, для разных программ и факультетов нижегородской Вышки это возможность продемонстрировать свой подход и свой взгляд на профильные дисциплины, показать школьникам, чем так увлечены студенты и преподаватели университета. Городские олимпиады этого года завершены, и мы уже начали продумывать детали нового сезона.
Наталья Серова
Уникальность городских олимпиад Вышки в том, что они по замыслу организаторов унаследовали ДНК Высшей школы экономики: они такие же современные, междисциплинарные и нацеленные на поиск неочевидных решений, как и сам университет. Именно поэтому их стиль и содержание так узнаваемы и отличаются от других.
Олимпиады, конкурсы, профориентационные и образовательные программы НИУ ВШЭ – Нижний Новгород для школьников можно найти в Навигаторе.

