Университет и регион - движение навстречу друг другу
Подведены итоги междисциплинарного семинара «Университет и регион: партнерство для развития», который прошел на площадке нижегородской Вышки. На семинаре встретились исследователи в области высшего образования, руководители в вузах, преподаватели и исследователи, работающие с предприятиями и учреждениями культуры.
Подведены итоги междисциплинарного семинара «Университет и регион: партнерство для развития», который прошел на площадке нижегородской Вышки. На семинаре встретились исследователи в области высшего образования, руководители в вузах, преподаватели и исследователи, работающие с предприятиями и учреждениями культуры.
В начале семинара с приветственным словом к участникам обратилась заместитель директора Нижегородского филиала НИУ ВШЭ Гронская Н.Э. Основная часть семинара прошла в режиме круглого стола, состоящего из трех тематических сессий: «К проблеме взаимодействия вуза и региона», «Инновации и предпринимательство в вузе» и «Университет в региональном культурном пространстве».
В ходе семинара участники и гости обсудили подходы к анализу вклада вузов в региональное развитие, возможности подобных исследований и их практическую пользу для вузов. Открыл семинар доклад Ольги Владимировны Перфильевой (директор Центра международных сопоставительных исследований на основе методологий ОЭСР ИМОМС НИУ ВШЭ). Докладчик подчеркнула, что для нее, как для социолога, университет – это, прежде всего, социальный институт, который выполняет одну из ключевых общественных функций, функцию просвещения, образования. Но университет в регионе является многоаспектным явлением. Поэтому концепция включения университета в региональное развитие исходит из многообразия функций, которые выполняет вуз в качестве социального института. По мнению докладчика, в университете должны сложиться составляющие, взаимодействие которых приведет к синергетическому эффекту. С одной стороны, деятельность университета по обучению, исследованиям, культурным аспектам, по взаимодействию с сообществом должна соответствовать потребностям социально-экономического развития региона. С другой стороны, должны формулироваться потребности, которые транслирует областная администрация: в человеческом капитале, в инновациях. Когда два этих процесса находят точки соприкосновения, тогда и происходит процесс гармоничного встраивания университета в процесс развития территории.
На первой сессии Перфильева О.В. рассказала о своем опыте исследований и консультирования Южного и Северо-Восточного федеральных университетов, Астраханского государственного университета. Приглашенный эксперт Смирнов В.А. представил результаты проекта «Университет и сообщества: европейский опыт и российские практики», проведенного на базе нескольких российских и зарубежных вузов. Лазутина И.В. поделилась ключевыми выводами реализованного в 2013-14 гг. исследования о направлениях и особенностях участия вузов Дальнего Востока в региональном развитии.
Не менее насыщенной получилась сессия «Университет в региональном культурном пространстве». Предметом дискуссии стали возможности вуза во взаимодействии с культурными институциями. В качестве примера Папушина Ю.О. представила опыт Пермского кампуса НИУ ВШЭ.
Гинзбург Ю.В. попытался осветить важное и одновременно сложное направление интеграции университета в региональные процессы - участие в реализации государственной языковой политики в России.
В заключении Медушевский Н.А. рассказал о практиках инклюзии в реализации социальной миссии вуза на примере политики Российского государственного гуманитарного университета. Участники подхватили обсуждение проблемы «включения» в образовательный процесс студентов с ограниченными возможностями и принадлежащих к инокультурной среде.
Важным направлением семинара стало обсуждение практики взаимодействия вузов с бизнесом для подготовки специалистов, проведения исследований и возможности корректировки содержания образовательных программ с учетом потребностей работодателей. Третья сессия семинара начиналась с выступления Шапошникова Д. Е. «Бизнес и университет: навстречу друг другу». Имея за плечами большой стаж работы в академической и бизнес-среде, эксперт рассказал о проблемах взаимодействия предприятий с вузами и возможных способах их решений.
Белова Н.С. представила преимущества и ограничения проектного обучения в вузе, поделилась сложностями в мотивации студентов к участию в проектах и пригласила участников к дискуссии о способах привлечения заказчиков.
Савченко А.В. и Малышев Д.С. в своем выступлении затронули проблему взаимодействия с предприятиями при выполнении прикладных научных исследований.
На сайте доступны видео, презентации и публикации участников по теме семинара.