Живые впечатленья, первоначальная любовь...
Студенты факультета гуманитарных наук продолжают приобщаться к «гению места»: в минувшие выходные в Большом Болдино состоялась очередная выездная конференция-семинар, посвященная поэме «Медный Всадник».
Выездная конференция с посещением музея-заповедника А. С. Пушкина в Большом Болдино становится доброй традицией на факультете гуманитарных наук. Каждый год студенты имеют возможность не только выступить с небольшими исследованиями, посвященными изучению какого-либо произведения великого русского поэта, но и почувствовать атмосферу вдохновения, в котором создавался шедевр русской классики, и даже побывать в интерьере любимых с детства героев, воссозданных в музее Пушкинских сказок и музее «Повестей Белкина».
В этом году выездная конференция-семинар была посвящена изучению поэмы «Медный Всадник», написанной в Болдино осенью 1833 года. Помимо студентов и преподавателей факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород в конференции принял участие профессор филологического факультета МПГУ Сергей Вениаминович Сапожков. Он высоко оценил уровень подготовки студентов-первокурсников, их умение излагать мысли художественным языком. Подтверждение его словам – отчет о поездке в Болдино, написанный студенткой ФГН Татьяной Красильниковой.
- В минувшие выходные студенты и преподаватели факультета гуманитарных наук окунулись в серебряную болдинскую осень. Дорога была веселая – все с нетерпением ждали места, которое хранит память о великом поэте и о людях, из года в год посещающих Болдино ради погружения в удивительную атмосферу спокойствия и умиротворения.
На вопрос о том, сколько звёзд у нашей гостиницы, я ответила: «Одна, и эта звезда – Александр Сергеевич Пушкин». Может быть, поэтому люди там дружелюбные, а по коридорам и днём и ночью бродит кот (вполне вероятно, учёный). По приезде в гостиницу мы отдохнули, собрались с духом, разобравшись с вещами, и отправились во Львовку. Благодаря музею литературных героев «Повестей Белкина» мы словно оказались на страницах произведений – рядом с Марьей Гавриловной, собравшейся обвенчаться с женихом; в комнате графа, где произошел роковой выстрел Сильвио; в гостях у Лизы Муромской, надевающей крестьянское платье, а главное – в кабинете самого Ивана Петровича Белкина, после которого вопрос о том, существовал ли он, почти отпал: настолько реалистичной была обстановка.
После обеда мы посетили ещё один музей – уже в самом Болдине, где полностью воссоздан усадебный комплекс с барской кухней, баней, людской, конюшней с каретником и амбаром, а также сами комнаты, которые занимал поэт.
Самое интересное было впереди: нас ждал незабываемый вечер. Игра в «литературного крокодила», в перевернутые пословицы, в ситуацию из книги, помещённую в ток-шоу – всё это было лишь преддверием игры «По мотивам “Медного всадника», где Мария Марковна Гельфонд, академический руководитель программы «Филология», читала нам стихи, которые показывали, как выглядела бы пушкинская поэма, написав её другой автор – от Тредиаковского до Бродского. Естественно, нашей целью было угадать этого автора.
На следующее утро мы стали готовиться к конференции. Ещё никогда вроде бы серьёзное мероприятие не было таким уютным, семейным, тёплым – мы сидели за круглым столом и делились мыслями по поводу знаменитой петербургской повести. С докладами выступало пять студентов первого курса филологии: Евгения Пимонова рассказала об эпитетах «Медного всадника»; Анастасия Пенкина - о соотношении скульптуры Фальконе с всадником в поэме; Ирина Клюшева – о черновых вариантах текста, Елизавета Бахтина – о несостоявшейся идиллии и о том, как пушкинская поэма перекликается со «Сказкой о золотой рыбке» и «Прощании с Матёрой»; Татьяна Красильникова, то есть я – об образах и сюжетах «Медного всадника» в неподцензурной ленинградской поэзии второй половины XX века. Все студенты активно задавали вопросы и участвовали в обсуждении тех или иных аспектов поэмы. Особенно порадовал филологов и лингвистов Юрий Зеркаль, студент факультета права – он поделился ценными сведениями по истории права, которые пригодились в обсуждении вопросов о справедливости, чести и милосердии.
Обратная дорога была ещё веселее дороги в Болдино – нам было, что вспомнить, да и сейчас тоже есть. Ничто не сближает лучше выездных семинаров, остающихся впоследствии яркой вспышкой в памяти. Хочется закончить словами Иосифа Бродского: «Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо».