Вышка на Coursera: все только начинается
11 образовательных курсов, завершившихся в первый год работы ВШЭ на платформе Coursera, собрали почти 300-тысячную аудиторию. О том, что удалось сделать, на круглом столе в Вышке рассказали сами авторы курсов.
К одиннадцати курсам (семи русскоязычным и четырем англоязычным), которые начались и завершились на Coursera в 2014 году, скоро добавится еще столько же. Один новый курс, «Институциональная экономика», уже стартовал в сентябре, еще два, «Economics of Transition and Emerging Markets» и«Философия культуры», — в конце ноября 2014 года.
Расширение присутствия Вышки на платформе Coursera — это стратегическое решение университета. По словам проректора Сергея Рощина, blended learning, то есть сочетание технологий онлайн- и офлайн-обучения, становится одной из доминирующих тенденций в современном образовании. Но чтобы интернет-технологии можно было эффективно включать в образовательный процесс, курсы, подобные тем, что существуют на Coursera, должны быть не «дискретными», а достаточно регулярными и постоянными.
Что показывают цифры
На 11 первых курсов ВШЭ в 2014 году записались около 290 тысяч человек, при этом доля завершивших обучение разнится от 1% до 17%. Самым массовым стал англоязычный курс «Introduction to Neuroeconomics: How the Brain Makes Decisions», на него записались около 75 тысяч слушателей, а успешно завершили 7,4% из них.
Наиболее целеустремленными оказались слушатели курсов «Финансовые рынки и институты» и «Документы и презентации в LaTeX» — их полностью завершили соответственно 17% и 10% стартовавших. (В среднем для Coursera этот показатель составляет 5%)
Центр внутреннего мониторинга ВШЭ, проведя опросы на «входе» и «выходе» из курсов, составил своеобразный «портрет» слушателя. Впрочем, речь идет скорее о нескольких «портретах». Так, в целом среди слушателей курсов ВШЭ оказалось 57% мужчин и 43% женщин, исключения составили два курса: курс «Core Concepts in Data Analysis» оказался на 70% «мужским», а курс «Understanding Russians» — на 60% женским.
Медианный возраст слушателей — 29 лет, но здесь отмечается существенное и достаточно предсказуемое различие между русско- и англоязычными курсами: слушатели англоязычных курсов в среднем на шесть лет старше. 69% аудитории русскоязычных курсов — из России, 24% аудитории англоязычных курсов — из США, всего же слушателями курсов ВШЭ стали жители 132 стран. На русскоязычных курсах основную массу слушателей составили те, кто имеет диплом бакалавра или специалиста, на англоязычных — выпускники магистратуры.
На освоение материала слушатели тратили 3-4 часа в неделю, наиболее полезными они сочли видеолекции, а вот отношение к форуму (только там и было возможно общение между слушателями, а также с преподавателем) было совсем неоднозначным — 36 процентов слушателей признались, что вовсе не просматривали материалы форума.
Удовлетворены итогами своего обучения на курсах ВШЭ более 90% опрошенных. 84% слушателей намерены обращаться к материалам курса в дальнейшем, 63% хотели бы участвовать в других образовательных программах ВШЭ, причем даже среди слушателей англоязычных курсов этот показатель весьма велик — 40%.
Как преподавать тем, кого не видишь
Запись лекций для Coursera требует от преподавателя не меньших усилий, чем разработка самого курса. Дело не только в технической специфике — ограничении в движениях, определенных требованиях к дикции преподавателя и проч. Для многих исключительно важно при изложении материала установить зрительный и вербальный контакт с аудиторией, моментально фиксировать, понимают тебя слушатели или нет. Об этом говорил, в частности, Николай Берзон, автор самого первого курса ВШЭ на Coursera «Финансовые рынки и институты». Курс профессора Берзона уникален еще и тем, что с некоторыми слушателями преподаватель сумел поговорить лично — для тех из них, кто живет в Москве, была организована полуторачасовая встреча с ним в одном из зданий ВШЭ.
Другая особенность, которую нужно учитывать при подготовке курса, — «раздробленность», сильно различающийся уровень подготовки потенциальных слушателей. Большинство первых курсов Вышки носили «вводный» характер, и для одних слушателей казались слишком легкими, для других — тяжелыми. Автор курса«Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communication» Мира Бергельсон в шутку заметила, что многие слушатели, видимо, не дочитали название курса. В результате на курсе оказались как специалисты по межкультурной коммуникациям, так и люди, которые решили, что им просто «будут рассказывать, как себя вести с русскими».
Как ставить оценки слушателям
Учебный курс на Coursera — это не просто цикл видеолекций. Это и задания, по которым можно оценить, насколько слушатели успевают в освоении материала. Некоторые задания «встроены» в сами лекции — в виде «квизов», вопросов, «всплывающих» на экране. Но есть и привычные всем тесты по итогам лекций. Разработка этих тестов и оценивание их результатов в гуманитарных курсах, где правильный ответ трудно выразить в числовом виде и даже в форме «да/нет», подчас требует нетривиальных подходов.
Итоговая оценка за курс может включать так называемый peer assessment, когда сами слушатели проверяют ответы друг друга — разумеется, по определенным автором курса критериям. Здесь возникает вопрос доверия, ведь перепроверить все работы преподаватель физически не в состоянии. «Вес» peer assessment в итоговой оценке каждый преподаватель устанавливает самостоятельно. Например, автор курса «Core Concepts in Data Analysis» Борис Миркин выделил для него только 10%, а вот автор курса «Документы и презентации в LaTeX» Данил Федоровых — 25%.
Каждый из слушателей курса Федоровых должен был оценить не менее трех чужих работ, окончательный балл определялся медианной оценкой. Последующий анализ показал, что друг друга слушатели оценивали вполне адекватно: среднее отклонение от медианы не превышало 6%, и сам преподаватель, выборочно перепроверивший некоторые работы, каждый раз в целом соглашался с медианной оценкой.
Как не «утонуть» на форуме курса
Впечатления преподавателей от форумов, которые открывались к каждому курсу, были, пожалуй, наиболее яркими и противоречивыми. О том, что на форуме можно столкнуться как с профессиональными, обстоятельными комментариями по сути предмета, так и со злостным «оффтопом» на самые странные темы, говорила автор курса «Основы корпоративных финансов» Ирина Ивашковская. «Нужно отдавать себе отчет, что эту аудиторию мы не контролируем, что это — океан», — заметил, в свою очередь, Сергей Рощин.
И хотя «тролли» задают работы модераторам, форум выполняет очень важную функцию для самих слушателей, дифференцируя их. «Новички» могут быстро получить ответ на интересующие их вопросы по теме предмета, а более «продвинутые» слушатели получают возможность побыть в роли преподавателей. Николай Берзон отметил, что на форуме его курса можно было встретить профессиональных трейдеров, которые на конкретных примерах объясняли, как работает финансовый рынок.
Coursera — не только просветительство, но и образование
Мира Бергельсон сравнила массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) со средневековыми университетами, где важно было не «что», а «как» и «кто» учит — очень большое значение для слушателей Coursera имеет имя и харизма преподавателя. Существует мнение, что MOOC помогают университетам выполнять скорее просветительскую, чем образовательную функцию. Но, например, Николай Берзон считает, что курсы из Coursera потенциально можно включать в программы учебных дисциплин в университете.
А Борис Миркин, подробно рассказавший о том, как был устроен его весьма сложный курс по анализу данных, свое отношение к этому проекту выразил кратко: «Хочется еще».