В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла защита магистерских диссертаций первого набора программы «Управление образованием»
Об актуальности программы, особенностях обучения и своих впечатлениях рассказали преподаватели и магистранты.
По словам академического руководителя программы "Управление образованием" Натальи Александровны Серовой, возможность получить во время обучения менеджерские компетенции заинтересовала многих представителей профессионального сообщества:
- Запустившаяся в 2012 году магистерская программа «Управление образованием» вызвала определенный интерес в педагогических кругах – подготовкой менеджеров в сфере образования Высшая школа экономики начала заниматься первой в регионе. Конкурс на программу в первый год обучения составил около 2 человек на место, что позволило отобрать на 25 бюджетных мест наиболее мотивированных магистрантов, в число которых вошли директора школ, заместители директоров и сотрудники управления образованием города.Мы понимали, что обучать студентов, обладающих определенным уровнем компетенций в образовании, имеющих опыт практики руководителя, ответственно и не просто. Три группы (три набора) отличаются друг от друга, но объединяет всех магистрантов программы «Управление образованием» мотивация и готовность к изменениям, причем не только к
изменениям в образовательной организации, но и к изменениям себя как руководителя. В выпуске 2015 года много директоров школ, которые рекомендовали магистратуру своим заместителям. И сегодня их заместители
обучаются на 1 курсе. Безусловно, управленческая команда, которая разделяет общие ценности, живет единой культурой, - необходимое условие для развития образовательной организации. Вчера после защиты
магистерских диссертаций мы пригласили первых выпускников к участию в программе в роли преподавателей. Надеемся, что яркие идеи и проекты, содержащиеся в ВКР, будут реализованы в Нижнем Новгороде.
Программа «Управление образованием» создавалась совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ (г. Москва), сотрудники которого не только участвовали в разработке концепции, но и проводили мастер-классы для магистрантов.
Актуальность исследуемых проблем в рамках итоговых магистерских диссертаций вызвал неподдельный интерес у руководства Департамента образования администрации Нижнего Новгород. Директор департамента Ирина Борисовна Тарасова лично присутствовала на защитах и очень высоко оценила представленные работы:
- Я считаю магистерскую программу «Управление образованием» нижегородской Высшей школы экономики уникальнейшим проектом. Это программа для тех работников школ, кто хочет в чем-то преодолеть себя, подняться над своим уровнем. Об этом сегодня неоднократно говорили магистранты во время защиты своих работ. А это значит, что новоиспеченные магистры привнесут очень много нового в свою повседневную школьную работу. Для магистрантов время учебы было очень насыщенным, приходилось заниматься и анкетированием, и анализом литературы, очень много общаться с коллегами, работать не только на базе своей школы, но и выезжать в районы, задаваться общими вопросами организации управления образовательных процессов в Нижнем Новгороде.
Вопрос о том, как грамотно управлять образованием, сейчас крайне важен. На сегодняшний день в Нижнем Новгороде запущен процесс реорганизации сети общеобразовательных учреждений, основные цели которого - эффективное расходование бюджетных средств и повышение качества образования. И если проанализировать содержание магистерских диссертаций, то видно, какие основные аспекты волнуют директоров школ и их заместителей: информатизация учебных процессов, профессиональная ориентация школьников, вопросы сохранности здоровья детей.
Городская администрация рассматривает магистрантов программы «Управление образованием» как кадровый резерв. Это будущие заместители директоров и директора школ, начальники управлений, работники и руководители департамента образования.
Как чувствовали себя в рамках магистерской программы «Управление образованием» преподаватели, мы спросили у Надежды Геннадьевны Сироткиной, доцента кафедры государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ – Нижний Новгород:
- Мы в значительной степени шли по стопам московской Вышки, поэтому всех ошибок, связанных с реализацией программы, которые гипотетически могли бы быть, мы пытались избегать. Проблема, безусловно, была в том, что мы работали с людьми, состоявшимися профессионально, имеющими свою позицию, свое видение многих проблем, и очень практико-ориентированными. Поэтому одна из наших задач, как преподавателей, была в том, чтобы вытянуть их из повседневной рутины и попробовать дать системное видение образовательного процесса. И, по моим ощущениям, нам это удалось.
Своими впечатлениями от учебы поделилась выпускница магистерской программы, директор школы № 24 Елена Борисовна Моисеева:
- Директор школы – это человек, который должен учиться ежедневно и ежечасно. И магистратура в этом плане – замечательный вариант, потому что эта программа дала мне возможность получить качественное и, что немаловажно, бесплатное менеджерское образование. И в итоге у нас с коллегами и с преподавателями сложился конструктивный диалог на стыке теории и практики, и я получила серьезное научное обоснование каких-то идей, которые уже внедряла в школе. Это, знаете ли, тоже дорогого стоит, потому что любому директору школы знакомы эти терзания и сомнения – а правильно ли я что-то делаю, верным ли путем иду? А во время обучения в магистратуре, узнавая различные теотретические аспекты,существующие практики в образовании, в сфере менджмента, понимаешь, где и что скорректировал вовремя, а над чем еще стоит поработать.
Преподавателям огромное спасибо не только за их готовность делиться знаниями, но и за терпение, потому что мы были очень тяжелой аудиторией. Нам же казалось, что столько лет проработав в школе, мы точно знаем, что и как делать, а что сделать в принципе невозможно. И вот от такого нигилизма мы во многом в процессе занятий избавились. Учебный процесс организован очень удобно – весь материал есть в системе LMS и это позволяло рационально использовать свое время, тем более что курс тайм-менеджмента мы тоже изучили. В итоге, каждый получил, что хотел, и на этом практически непаханом поле под названием «Управление образованием» появились дружные всходы, что меня лично очень радует. Опыт получен, действительно, бесценный, и я искренне рекомендую всем директорам школ и их заместителям поучиться в магистратуре.
В 2015 году на магистерскую программу «Управление образованием» выделено 20 бюджетных мест, прием документов продлиться до 11 сентября. Отбор претендентов будет осуществляться по конкурсу портфолио.