Россохин: Политика затягивания поясов - порочна
Россия вошла в полосу кризисов региональных бюджетов. К этому привела политика наращивания социальных расходов на фоне стагнации экономики. Как считают Наталья Зубаревич и Елена Горина из Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ, в 2009-2014 годах при общем росте расходов бюджетов на 43% рост финансирования социальных статей был почти вдвое выше, их доля в расходах увеличилась с 49 до 62%. Угрожает ли дефолт регионов общей государственной платежеспособности? Об этом рассуждает доцент кафедры финансового менеджмента факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Владимир Россохин.
Угрожает ли дефолт регионов общей государственной платежеспособности? Об этом рассуждает доцент кафедры финансового менеджмента факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Владимир Россохин.
- Регион, отдельно взятый, и государство, отдельно взятое, если подходить с позиции рынка ценных бумаг – это разные эмитенты. Например, в США Детройт был признан банкротом, при этом рейтинг США как заемщики от этого факта совершенно не пострадал.
Давайте посмотрим, как себя сейчас ведет рынок ценных бумаг, выпущенных крупными российскими городами и рядом регионов. Негативных явлений (за первый квартал 2015 г.), согласно показателям долгового рынка, мы не наблюдаем. Можно предположить, что какой-то отрицательной реакции на рынке ценных бумаг нет по той причине, что некие пути выхода из кризиса рядом экспертов все-таки просматриваются. Понятно, что 100% дотирование всех регионов невозможно, значит, будут задействованы какие-то другие механизмы.
Очень популярна сейчас в различных изданиях мысль о том, что регионы исчерпали ресурс снижения своих затрат. Но давайте посмотрим на открытые данные Росстата: количество служащих госсектора только в Нижегородской области выросло с 2013 по 2014 год почти на 15 тысяч человек (с 32679 до 47355). Так что можно считать, что тот самый ресурс снижения региональных затрат не исчерпан, а, наоборот, «запасен». На фоне такой статистики говорить о необходимости снижения социальных расходов, мягко говоря, непорядочно. Далее, давайте признаем, что у нас в регионе очень много неэффективных трат и таких же неэффективных проектов. Аудит по ним никто не проводил и пока не проводит, видимо потому, что в таких действиях просто не было необходимости. А избавление от подобных затратных вещей позволило бы неплохо сэкономить.
Впрочем, это опять некая политика затягивания поясов, а она, на мой взгляд, порочна. Почему все сейчас говорят о расходах, но никто, заметьте, не говорит о доходной части бюджета? Кто-то заведомо уверен в отсутствии таких возможностей? Или просто чиновники на местах расписываются в своей неспособности помочь бизнесу развиться? Давайте спросим предпринимателей, представителей мелкого и среднего бизнеса, скольким из них чиновники оказали помощь? Это была бы, на мой взгляд, интересная, но грустная статистика. И ее анализ позволил бы дать ответы и на вопрос, почему у нас растет процент «серых» зарплат, и на многие другие вопросы, например, связанные с буксующим импортозамещением в продовольственном секторе.