• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя филологическая школа НИУ ВШЭ-НН «Комментарий-интерпретация»

С 30 июня по 3 июля в загородном клубе «Олимпия» (р.п. Большое Козино) прошла летняя школа по филологии «Комментарий-интерпретация», на которую были приглашены два московских преподавателя  из НИУ ВШЭ – Андрей Семёнович Немзер и Михаил Георгиевич Павловец, два нижегородских преподавателя – Мария Марковна Гельфонд и Леонид Юрьевич Большухин, а также двенадцать студентов первого и второго курсов факультета гуманитарных наук.

В первый день состоялось открытие школы.  Были сказаны слова о том, что филология – занятие комфортное, а филология на природе – «совмещение приятного с очень приятным». Вечером Мария Марковна прочитала лекцию «"Пироскаф" Боратынского и его читатели», в которой студентам было предложено посмотреть на стихотворение Боратынского и оставленный им в русской поэзии интертекстуальный след.Впечатления от лекции Александры Ефимовой: «Такой незнакомый "Пироскаф" становится всё понятнее: сначала он показывается издалека, виден ещё на горизонте, но с каждой минутой лекции прорисовываются его детали, а затем становится более чётким его образ в целом. Мария Марковна в роли капитана – водит студентов по поэтическому пространству стихотворения, расширяя для нас его границы».

На следующий день, в среду, Михаил Георгиевич рассказывает о неподцензурной поэзии 2-й половины ХХ века и современных поэтических практиках. Долгое вступление: авангард, Creative destruction, «Prêt-à-Porter», «Чёрный квадрат» etc. После – разбор текстов: Николай Заболоцкий «Некрасивая девочка» и Генрих Сапгир «Дурочка», Виктор Кривулин «Пока ещё с Москвой рифмуется Литва» и Осип Мандельштам "Мы с тобой на кухне посидим". 
Отзыв Анны Маслёновой: «Лекция Михаила Георгиевича оказалась крайне интересной во многом потому, что для нас, студентов 1-2 курсов, литература второй половины 20 века пока предмет несколько мистический и таинственный, еще не разобранный на вузовских парах. Разумеется, каждый из нас не раз старался прикоснуться к литературным экспериментам той эпохи самостоятельно, но попытаться проанализировать и осмыслить их под руководством такого литературоведа, как Михаил Георгиевич – величайшая удача и огромнейший заряд вдохновения, который не мог не воплотиться в творческом проекте нашей группы». Вторая половина дня – лекция Леонида Юрьевича «Поэтический мир ранней лирики Маяковского». Подробное комментирование стихотворений «Ночь» и «А вы могли бы?». Именно такой постепенный, медленный разбор текстов – единственный способ понять стихотворение, особенно когда попытка понимания осуществляется совместно, в диалоге. В каких-то моментах – разногласие, в каких-то – согласие, где-то – смех, где-то – молчание, а в целом – продвижение в смысловой центр текста.

В четверг прошла лекция  Андрея Семёновича «Как, о чём и зачем написана романная трилогия Ю. Н. Тынянова». Анна Маслёнова "Лекция Андрея Семеновича Немзера была посвящена трилогии Ю.Н.Тынянова, объединяющей романы "Кюхля", "Смерть Вазир-Мухтара" и "Пушкин". Занятие было очень увлекательным, впрочем, после него осталась масса вопросов, ответы на которые не удалось вписать в рамки трехчасовой лекции. Однако на то мы и филологи, чтобы продолжить поиски ключей самостоятельно, в том числе в статьях и в книгах самого Андрея Семеновича".  Во второй половине дня мы начинаем обсуждать проекты, защита которых должна состояться на следующий день. Последний вечер летней школы  проходит с песнями под гитару и обсуждением впечатлений от поездки.

Пятница. Последний день. Мы презентуем наши проекты. Задачей первого проекта (Анна Маслёнова, Татьяна Красильникова, Нина Здорова, Полина Жукова, Анна Дорофеева, Елизавета Бахтина) было создать литературное объединение в годы эпохи неподцензурной поэзии, которое бы обращалось к традициям «Серебряного века» и выпускало бы свой самиздатский журнал/альманах/газету. Результатом стало создание поэтической группы 60-х гг. «Бурлюбки», считавшей своими предшественниками футуристов и использовавшей в качестве «топлива» для «ракеты современности» советскую поэзию, пропущенную сквозь призму авангарда начала века. «Бурлюбки» выпустили альманах, где были представлены лучшие тексты авторов и манифест.  Задачей  второй группы студентов (Ирина Клюшева, Анастасия Пенкина, Александра Ефимова, Виктория Свиридюк, Владислава Гладких, Ирина Мартыненко) было создание «литературного памятника» - подробного комментария к стихотворению Давида Самойлова «Дом-музей». После защиты проектов были совместное чаепитие на террасе, слова благодарности, прощание. По дороге домой многие признались, что остались бы в летней школе на любое количество времени, если бы это было возможно.

Автор статьи – Татьяна Красильникова, студентка НИУ ВШЭ – Нижний Новгород