• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Успешный "Дебют" студентки нижегородской Вышки

«Дебют» - литературная премия для русскоязычных авторов, не достигших 35-летнего возраста,состоящая из нескольких номинаций: крупная проза, малая проза, поэзия, эссеистика.  Татьяна Красильникова, студентка образовательной программы «Филология», отправила на конкурс 6 стихотворений, написанных за последний год. Они попали в лонг-лист.

По каким критериям жюри оценивает произведения молодых поэтов?

Понятно, что никаких критериев или рецепта нет.  Всё, что я могу назвать, слишком очевидно. Наверное, тексты должны обладать потенциалом, который позволит обращаться к ним в будущем, каждый раз находя  новое. В них должно совершаться открытие – например, как ещё можно сказать о том, о чём уже неоднократно говорили. То есть тексты не могут просто быть копированием предыдущего опыта.

Началось все, как положено, лет в пять с рифмы «палка-копалка»?

Почти. Когда мне было 7 лет, я написала стихотворение про кошку Масяню. Помню его наизусть, и года два назад я обнаружила, что оно написано гетероморфным (неупорядоченным) стихом. Это всё смешно, конечно. Вообще, странно, что я обратилась к поэзии, ведь в моём детстве её почти не было, в семье в основном читали прозу. Продолжила писать в подростковом возрасте, лет в 14-15. Возможно, любовь к поэзии обусловлена занятиями в музыкальной школе. Для меня всегда была важна именно мелодическая составляющая, звуковой уровень текста. В какой-то момент тот факт, что я «пишу стихи», стал для меня очень важным. Сейчас  мне почти всё равно. К поэзии я не стала относиться равнодушно – наоборот, она стала мне нужнее. А вот потребность показывать свои тексты, читать на публику ушла. Мне важнее заниматься литературоведением, а к стихам я возвращаюсь, когда хочется. Если есть время. А его нет.

Для тебя поэзия – это приход музы или точный филологически-математичекий расчет?

Наверное, будет странно, если я здесь заявлю, что меня посещает муза. Конечно, должна возникнуть потребность высказывания.  Или, например, можно  поставить себе цель, как Дмитрий Александрович Пригов  – написать 24 000 стихотворений. Но людей жалко: вдруг кто-то вздумает читать такое количество моих текстов?  А если серьёзно, сначала возникают строки/мысль/слова/идея/ритм, да что угодно, это записывается, а потом редактируется. Обладание филологическим знанием важно. И надо читать современную поэзию, чтобы понимать, как ещё не говорили.

Как ты оцениваешь свои шансы на попадание в шорт-лист «Дебюта»?

Да никак. У меня нет шансов на попадание в шорт-лист, и это совершенно нормально.  В числе вошедших в лонг-лист есть состоявшиеся авторы, некоторые из них уже написали книгу стихотворений. Есть и два нижегородских поэта, Карина Лукьянова и Виктор Лисин, которым я желаю удачи, причём не обязательно в премии «Дебют», а просто в создании текстов. Для меня лонг-лист – уже много, и я этому рада. Спасибо.

 

***
слово давит на глотку

как говорил поэт
грамматика-не-выдерживает-немоты

так говорил поэт
а я говорю что слово давит на глотку
грамматика не выдерживает кого? чего?
известного явления одного

так писал и другой поэт и другой поэт
буквы сплетались в кокон
а звука – нет, не было, не случилось быть
мысль о проточной воде, об отсутствии берегов
вот ты себя вос-питал, воз-растил
потом собрал и понес в горсти 
плыл по дну, ощущая песок 
пробовал речь на вкус 
проводил языком по небу (поставить две точки над) 
ты в общем-то не был здесь кем-то произнесен
выпущен в город сухой гортанью
всё без тебя звучит
ты спасён, ты идешь домой
вернее, я – домой
такая грамматика: «я» подменяется им, тобой
ты не иди, оставайся, молчи, скрыва
то есть, не создавай слова