• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги экспертного семинара «Самоидентификация нижегородцев и место Нижнего Новгорода на карте России»

В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород состоялся экспертный семинар, на котором обсуждались вопросы понимания нижегородцами специфики родного города и своей включенности в его судьбу; бренды Нижнего Новгорода и области в массовом сознании и специальных проектах; место и роль города в жизни современной России.

В семинаре приняли участие представители органов государственной власти, эксперты из вузов и организаций Москвы и Нижнего Новгорода, специализирующиеся в разных областях наук и практики (экономисты, социологи, философы,журналисты, филологи и т.д.), а также студенты Нижегородского кампуса ВШЭ.

         В течение четырех часов специалисты рассказывали о различных сторонах и проблемах города, потребностях и ожиданиях населения,  трансформациях и перспективах развития нашего региона и охотно отвечали на вопросы слушателей.

         В итоге обсуждения экспертных мнений были сделаны следующие выводы:

Андреенкова Нина Владимировна, к.фил.н., зам.директора Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ, г. Москва), доклад «Методологические подходы к формированию имиджа региона и региональной коллективной идентичности»:

Формирование региональной идентичности зависит от многих факторов. Во Всероссийском Мониторинге ЦЕССИ отмечается, что особое значение имеет территориальная близость и размер поселения. Далее, для формирования коллективной идентичности имеет значение (положительная) экономическая динамика развития местности. Специалисты ЦЕССИ отмечают, что для нашего региона характерно, что население отличается нетребовательностью к себе, решению своих проблем, оно благосклонно относится к минимальному вниманию к себе со стороны властей, иных заинтересованных лиц, особенно в небольших и удаленных от урбанизованных территорий поселениях. Для россиян в целом основными факторами привлекательности города (региона) являются исторические ценности, «длинная история», богатая культурная жизнь, дружелюбность по отношению к туристам и толерантность, терпимость местных жителей, хорошая инфраструктура и развитая транспортная система, внимание к вопросам экологии, деловая активность.

Иудин Александр Анатольевич, д.э.н., профессор, зав.кафедрой прикладной социологии факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород), доклад «Интерес нижегородцев к перспективам развития города и их градостроительные воззрения»: 

Итоги социологического исследования помогают ответить на вопрос о том, как нижегородцы относятся к перспективам развития своего города. В этом случае, скорее, наблюдается разобщенность мнений среди жителей города. В большей степени можно говорить о различных типах горожан, которые по-разному видят будущее Нижнего Новгорода. Такая группа как «патриоты» акцентирует прошлое, историю города и его содержание. Среди тех, кого можно назвать «концептуалистами», больше надежд связывается с будущим, грядущим развитием города, с новыми идеями и концепциями. Немаловажными с точки зрения облика и стиля нашего города являются градостроительные воззрения нижегородцев. В этом случае наблюдаются также различные подходы. Часть горожан поддерживает практику интенсивной застройки города, возведения многих новых зданий, учреждений культуры, театров, библиотек, то есть всевозможных атрибутов современного города. Другие жители хотят, чтобы больше внимания уделялось реставрации городского культурного и исторического пространства, а также значимых объектов в других районах города, которые визуально демонстрируют вехи в его историческом развитии, украшают город, делают его неповторимым и интересным. Многим жителям интересно создание комфортной среды в городе, среди прочего они желают открытия небольших магазинчиков, кафе, развития удобных магистралей, улиц. Такой подход закладывает новые перспективы городского строительства, поскольку в настоящее время Нижний больше развивается как «большая деревня» - есть задаются только направления (большие шоссе, главные дороги), но не существует развитой уличной структуры. 

Кочеров Сергей Николаевич, д.фил.н., профессор кафедры социально-гуманитарных наук НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, доклад «Кем себя воспринимают и чем гордятся нижегородцы»:

В октябре 2014 г. был проведен социологический опрос 1000 жителей Нижнего Новгорода, из результатов которого можно получить информацию о современной самоидентификации  нижегородцев. Так, отвечая на вопрос «Кем лично Вы ощущаете себя сегодня?» (можно было выбрать лишь один из предложенных вариантов), 34,6% респондентов назвали себя русскими, 33,5% - гражданами Российской Федерации, 26,6% - нижегородцами. Наиболее популярными ответами на вопрос «Как Вы считаете, чем из прошлой истории нашего города и региона может сегодня гордиться нижегородец?» (можно было выбрать любое количество вариантов) стали: великими русскими писателями, композиторами, актерами (74,9%), великими русскими святыми и религиозными  деятелями  (71,0%), нижегородским ополчением 1611-1612 гг. (59,3%). Опрос показал, что нижегородцы в своем большинстве знают историю своего города и гордятся ею, но критически относятся к современному положению дел, особенно в сфере культуры. Вызывает тревогу то, что апатичный серый цвет занимает 3-е место в цветовом восприятии жизни в Нижнем Новгороде и многих его районов, а жители центрального Нижегородского района даже поставили его на 1-е место.     

Теодорович Михаил Леонидович, д.соц.н., к.тех.н, руководитель нижегородского Управления федеральной антимонопольной службы, доклад «Институциональные трансформации в экономике как вызов идентичности»:

Нижегородцы (как и все россияне) – это люди с имперским менталитетом, поэтому основной составляющей их идентичности является имперская принадлежность. В настоящее время данная составляющая для многих утрачена, ибо роль Нижнего в «империи», прежде всего, в экономике институционально не определена (Нижний – не «дублер Москвы», не «малая Москва», а непонятно что). Все популярные в 1990-е – 2000-е гг. проекты обосновать столичность Нижнего явились не чем иным, как не слишком удачными попытками вернуть эту имперскую идентичность. Хотя наше счастье, что идея превратить Нижний в «российский Детройт» оказалась лишенной практических последствий, которые были бы весьма печальны. Чтобы обрести утраченную идентичность, нижегородцам (как и жителям большинства провинциальных городов России) необходимо найти свое место в пирамиде властных и экономических отношений в современной России, чтобы наполнить свою жизнь прежними смыслами, вернуть причастность к судьбе империи. Это же можно сказать об утраченной идентичности некоторых районов Нижнего, жители которых лишились своей «самости», поскольку их район перестал играть привычную для них роль в жизни города.

Подкар Семен Борисович, к.соц.н., консультант бизнес-инкубатора «Интуиция», доклад «Проекты внедрения бренда в региональную среду»:

Добиться богатства и процветания региона возможно, если, наряду с другими неотложными делами, будет возрождена культурная проблематика города и области. При обсуждении проектов развития бренда территории особо подчеркивается усиление роли знаний и роста креативности населения в конкурентной гонке территорий, информационной составляющей современного общества (цифровая экспансия, роль Интернета и т.д.), без стимулирования которой невозможно добиться успеха. Сам бренд является новым видом капитала города/региона, который способен повлиять на известность района и его продуктов, то есть стимулировать как экономическую среду, так и многообразие культуры, содействовать включению территории в глобальный контекст. Необходимо проводить обновление брендов, передающих русскую, нижегородскую идентичность и являющихся символическим активом нашей территории (например, художественные промыслы, ополчение, известные и новые нижегородские предприятия, и т.д.), которые должны стать драйверами, способными придать известность центральному бренду региона. Развитие видится в подготовке специалистов, обладающих нужными компетенциями для продвижения бренда региона – арт-менеджеров, аниматоров, маркетологов  и др.

Лысов Виктор Иванович, старший преподаватель Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, доклад «Нижний Новгород в центральных средствах массовой информации. Опыт критических наблюдений»:

Следует обратить внимание на исключительно негативный характер образа Нижнего Новгорода в центральных СМИ, который складывается, например,  на основе скандальных сообщений о массовом убийстве своих детей отцом, страдающим шизофренией, или враждебном отношении со стороны персонала кафе к ребенку-инвалиду, сестре широко известной своей благотворительностью модели Натальи Водяновой. Для зрителя и читателя, не знакомого с обычной жизнью Нижнего Новгорода, все это может быть свидетельством какого-то ежедневного кошмара, что не имеет никакого отношения к действительности и не должно серьезно восприниматься нижегородцами. Формирование такого негативного образа вовсе не является злонамеренным искажением нижегородской действительности, а является типичным примером редакционной политики центральных СМИ, имеющей целью привлечение внимания целевых аудиторий любой ценой. Это обстоятельство должно учитываться при планировании мероприятий продвижения бренда Нижнего Новгорода.

Чугунов Андрей Павлович, директор по медиапроектам редакции газеты «Нижегородский рабочий», доклад «Конфликт негатива и позитива в формировании имиджа Нижнего Новгорода»:

При формировании имиджа Нижнего Новгорода в СМИ нужно иметь в виду, что редакторы изданий и журналисты чаще всего руководствуются сводками новостей в различных поисковых системах: «Яндекс», «Гугл», «Амазон» и др. А эти сводки составляются таким образом, что в начале рабочего дня в них обычно преобладают криминальные новости, которые еще с вечера передаются силовыми структурами. К середине дня их вытесняют новости политического характера, поступающие от властных структур. И только ближе к концу рабочего дня бывают широко представлены новости из сферы экономики, культуры, спорта. Если мы не в силах изменить такой порядок формирования новостей в федеральных СМИ, то сделать более позитивным нижегородский новостной фон мы можем. Хорошим средством привлечения внимания нижегородцев могут стать разнообразным способом переданные в региональных и местных СМИ «сказы» о людях, событиях, зданиях и местах, которыми богата история Нижнего Новгорода – отдаленная и недавняя.        

 

Следующий экспертный семинар по теме «Значение культуры для экономики» состоится в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород 12 декабря 2015 г. Приглашаем экспертов, а также всех заинтересованных лиц.

 

Пресс-релиз подготовили:

д.фил.н., профессор Кочеров Сергей Николаевич (модератор семинара)

д.соц.н., профессор, зав.кафедрой социально-гуманитарных наук Сизова Ирина Леонидовна