"Активная филология" под сводами старинной усадьбы
Студенты факультета гуманитарных наук посетили усадьбу Приклонских-Рукавишниковых в Подвязье. Здесь мы не только гуляли и пытались воссоздать картину былого величия усадьбы, но и занимались тем, что называется «Активная филология». Под многовековыми сводами разрушенного Подвязья мы провели семинар «Поэтика русской усадьбы» и смогли полностью погрузиться в мир усадебного уклада. В самом начале Жанна Алексеевна Потравко, хранитель усадьбы, детально рассказала об истории Подвязья и судьбах ее владельцев - дворян Приклонских и купцов Рукавишниковых. Так, мы узнали, что дом на Верхнее-Волжской набережной стоил Рукавишникову больше, чем строительство всей Нижегородской Ярмарки, и что, оказывается, он купил люстру на Варшавском вокзале. Благодаря докладам нашего московского гостя Сергея Вениаминовича Сапожкова и Радислава Вячеславовича Кауркина мы погрузились в усадебный мир, который просуществовал лишь два века, но отличался особой поэтикой и жил по своим законам. Полина Жукова рассказала про образ усадьбы в творчестве Бунина, а Ася Воробьева затронула оборотную сторону идиллической усадебной жизни, рассказав про тяжелую жизнь крестьян с дворянами-самодурами.
Мне кажется, эта поездка и выездной семинар позволили достроить, хотя бы в нашем сознании, образ усадьбы Приклонских-Рукавишниковых еще до ее полного разорения. Невероятный вид на Оку, дорога из брусчатки, уменьшенная копия петербургской Дворцовой площади - от этого остались только крупицы, которые необходимо восстановить, чтобы «активная филология» могла претворяться в жизнь.
Добавим еще несколько мнений наших студентов-филологов, принявших участие в семинаре:
Владимир Афанасьев, филология, 1 курс
Наша поездка в Подвязье позволила совместить интеллектуальное удовольствие с эстетическим. На семинаре я узнал о дворянских усадьбах, пожалуй, больше, чем за всю свою жизнь. Мы обсуждали и один из самых печальных периодов русской истории – начало XX века. Сам дом, полный призраков и хранящий в каждом камне своих стен дух времени, создавал непередаваемую атмосферу, вызывающую безотчётное чувство тоски по прошлому.
Природу и усадьбу, не описать словами. Ни за несколько часов, ни за день, ни за месяц невозможно в полной мере насладиться красотой русских пейзажей, так же как и нельзя впрок надышаться свежим воздухом. Надеюсь, что мне ещё не раз доведётся побывать в Подвязье, а главное – что усадьба Рукавишниковых сохранится и будет и впредь доступна каждому, кто захочет прикоснуться к осколку невозвратного прошлого.