• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Кампус вНижнем Новгородеvisionusersearch

Итоги летней школы "Комментарий и интерпретация"

Летняя школа «Комментарий и интерпретация» – это прекрасная возможность совместить изучение современных подходов к литературному произведению с проектной деятельностью. Организатором школы, второй год подряд, выступил факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Участники встречи поделились своими впечатлениями и подвели итоги летней школы. 

Каникулы вышкинских филологов начались с увлекательной летней школы, посвященной комментарию и интерпретации текста. Кто-то следил за нашими ежедневными отчетами в группе филологов Вконтакте или Фейсбуке, а для остальных расскажем обо всем еще раз и поделимся своими впечатлениями.

В первый день мы устроили «пресс-конференцию» приглашенным преподавателям - Андрею Семеновичу Немзеру и Олегу Андершановичу Лекманову. Они поделились своими воспоминаниями о студенческих годах, рассказали о самых сложных экзаменах и отметили необходимость филологов в современном мире.

Во второй день мы слушали лекции Андрея Семеновича Немзера о пьесе  А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Марии Марковны Гельфонд о романе А. Я. Бруштейн «Дорога уходит вдаль». Перерывы были посвящены настольному теннису (вот бы и в Вышке так!) и прогулкам на озеро.

В третий день Олег Андершанович Лекманов рассказал, как же можно составить комментарий к детской книге на примере «Промаха гражданина Лошакова» Юрия Коваля. К середине дня к нам приехал директор нижегородской Вышки Валерий Григорьевич Зусман, чтобы посмотреть на защиту наших проектов. Уже в первый день мы разделились на две группы, одна из которых подготовила реальный и литературоведческий комментарий сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» (эта работа положила начало подготовке настоящей книжной серии!), а другая с блеском представила продолжение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в стихах! Заключительная лекция Леонида Юрьевича Большухина о поэте-неофутуристе Н.И. Глазкове переросла в оживленную беседу и стала отличным завершением нашей школы.

А теперь немного о впечатлениях участников летней школы.

 Андрей Семенович Немзер, профессор НИУ ВШЭ - Москва

"Нижегородская летняя школа, посвященная комментарию и интерпретации текста, требует от слушателей умения сопрягать знания из самых разных областей гуманитарной сферы, готовности активно включаться в обсуждение предложенных концепций, искать новые подходы к комплексному анализу поэзии и прозы. Студенты, приехавшие на занятия в июле 2016 года, всецело оправдали эти ожидания: внимательные и доброжелательные слушатели показали готовность стать активными соавторами и оппонентами старших коллег. Прекрасная организация занятий позволила обсудить как устоявшиеся интерпретации, так и совсем свежие трактовки и прочтения. Помимо лекций и дискуссий, школа предполагает самостоятельную работу молодых филологов. Пилотная версия комментария к сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» затронула и поэтику, и социально-исторический контекст произведения. «Дополнительное» действие комедии «Горе от ума» не только оказалось  очень смешным, но и встроилось в прочтение комедии, обсуждавшееся во время лекции. Преподавателей и студентов нижегородского кампуса объединяет умение творчески осмыслить источник и желание активно обсуждать самые разные филологические вопросы, что вызывает уважение и желание продолжать сотрудничество.

Всего самого доброго Вам и всем Вашим друзьям-коллегам!"

Олег Андершанович Лекманов, профессор НИУ ВШЭ- Москва

"Летняя школа образовательной программы «Филология» нижегородской Вышки меня очень порадовала. Замечательные студенты, подвижники-преподаватели (Мария Марковна и Леонид Юрьевич), тёплая дружеская атмосфера, разумно составленная программа, настольный теннис и свежий воздух - что еще нужно для прекрасного, практически идеального времяпрепровождения. Хочется пожелать коллегам расширить сферу влияния школы, а именно - привлечь к участию большее количество студентов из разных городов, для чего, насколько я понимаю, необходимо дополнительное финансирование".

Елизавета Кондратенко, студентка 2 курса НИУ ВШЭ - Москва

"Летняя школа доказывает, что любое пространство может стать местом, где рождается мысль. Лекции, проходящие вне стен университета, слушать было вдвойне приятно в обществе замечательных ребят, с которыми меня и познакомила школа. Выполняя проектное задание, мы сплотились и почувствовали себя единым целым, получили огромное удовольствие от творческого процесса и поупражнялись в сочинении стихотворного текста. Общение с преподавателями в неформальной обстановке позволило лучше узнать людей, у которых мы учимся, и почувствовать себя свободнее. Песни под гитару, «литературный крокодил», настольные игры, ночные велосипедные гонки за мороженым на три километра и все теплые слова, которые были произнесены на закрытии школы, останутся воспоминаниями о лучшем времени моей жизни. Летняя Школа в этом году стала для меня настоящим стимулом продолжать учиться на «отлично», чтобы попасть туда еще не раз".

Анна Мухина, студентка 2 курса НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

"Ровно год назад, ещё будучи абитуриенткой, я и представить себе не могла, что проведу несколько дней на базе отдыха «Серебро», дописывая «Горе от ума» и рассуждая вместе с московскими профессорами над вопросом: «В чём же смысл филологической жизни?». Это была прекрасная возможность слушать лекции, а в перерывах играть в настольный теннис с преподавателями, сочетать работу над проектами и велопрогулки, песни под гитару (пятиструнную!) по вечерам и литературный «Крокодил». Это были моменты настоящего филологического счастья, и три дня пролетели как одно мгновение! Конечно, расставаться не хотелось, поэтому сразу после прибытия на вокзал мы пошли показывать московским студентам родной Нижний! Хочется сказать огромное спасибо всем организаторам за предоставленную возможность! Это было прекрасное завершение учебного года!"

Алиса Комиссарова, студентка 2 курса НИУ ВШЭ - НижнийНовгород

Несколько прекрасных дней в загородном отеле "Серебро" превратились в плодотворные и незабываемые мгновения восторга для дружной компании юных филологов и любимых преподавателей. Летняя школа, оказавшаяся глотком воздуха в промежутке между сессией и практикой, доказала в очередной раз, что всё-таки в Вышке non scholae, sed vitae discimus!!! Как же великолепно, что ВШЭ сочетает приятное с полезным при каждом удобном случае: настольный теннис - лекции - велопрогулки - семинары - озеро - проекты - ночные беседы и игры - чтение книг в перерывах - спектакль - песни под гитару - литературный "Крокодил" - дорожные игры! Для студента-филолога каждый день - необычное путешествие в новый мир".

Татьяна Ширшова, студентка 4 курса НИУ ВШЭ - НижнийНовгород

"Летняя школа по филологии - это классно! Впечатления от нее только положительные. А какими они могут еще быть, когда ты отдыхаешь, гуляешь, общаешься с единомышленниками-филологами и слушаешь лекции преподавателей, прошедших значительный филологический путь? Радовала возможность пообщаться в неформальной обстановке со всеми теми, кого ты обычно видишь на занятиях или конференциях. Особенно мне запомнилась игра в "Литературный крокодил" - я давно мечтала поиграть в знакомую всем игру по "филологическим" правилам, но мои друзья не всегда могут меня в этом поддержать (не все читают то, что мы читаем в рамках наших курсов). А здесь все понимали друг друга с полуслова, а в конце мы достигли высшего уровня "крокодила" - начали мимикой и жестами показывать первые строки стихотворений! Песни под гитару, велосипедные и пешие прогулки, настольный теннис, походы на озеро - такой мне запомнится эта летняя школа, подарившая столько прекрасных воспоминаний о каждом дне, проведенном вместе".

 Анастасия Сенченко, студентка 4 курса НИУ ВШЭ - НижнийНовгород

"Гармоничное сочетание приятного с полезным – это Летняя Школа! Даже погода была к нам благосклонна и подарила приятную прохладу, чтобы готовиться к проектам и размышлять вместе с преподавателями на различные темы. Мы много говорили о детской литературе, о поэзии, о студенческом опыте, о планах на будущее. Самым интересным было наблюдать, с какой любовью Андрей Семенович, Олег Андершанович, Мария Марковна и Леонид Юрьевич рассказывали о том, что они по-настоящему любят – о многолетних исследованиях, которые уже изданы или совсем недавно отданы в издательство и готовятся к публикации. Именно это называется активной филологией - это процесс работы над созданием современного филологического знания. Даже мы в работе над проектом совершили попытку интерпретации сказки и попробовали свои силы в создании комментария для современных читателей. Ну и, разумеется, неотъемлемой частью нашего активного филологического отдыха стало теплое дружеское общение, вкусные обеды, пешие и велосипедные прогулки, настольный теннис, литературный крокодил, песни и огромное количество положительных эмоций!"

Елизавета Фомина, студентка 4 курса НИУ ВШЭ - НижнийНовгород

"Летняя школа подарила каждому из нас прекрасное чувство всеобщего единения и полное погружение в филологический мир. Этого очень не хватает в обыденной жизни, когда каждый так и норовит пошутить над нашей специальностью. Пообщавшись с преподавателями, понимаешь, что у филологии есть настоящее и будущее, а это как нельзя лучше вдохновляет читать еще больше, писать чаще и никогда не переставать учиться. Так здорово, что на целых 3 дня нам продлили нашу учебу, и мы смогли погрузиться в мир споров «карамзинистов» и «шикшовистов» на лекции о «Горе от ума» Андрея Семеновича Немзера. Вместе с Марией Марковной Гельфонд и Олегом Андершановичем Лекмановым мы смогли новым взглядом оценить произведения для детей и убедились в необходимости филологии даже здесь. А Леонид Юрьевич Большухин рассказал нам про поэта Николая Глазкова, который, как оказалось, снялся в фильме Андрей Тарковского «Андрей Рублев». Нам очень приятно, что преподаватели организовывают подобные мероприятия и всегда рады о чем-то нам рассказать или просто пообщаться. Как говорится, «остановись, мгновенье, ты прекрасно» (и, разумеется, неповторимо)"

Автор – Лиза Фомина, студентка ОП «Филология»