• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философские идеи Ф.М. Достоевского: осмысляем в XXI веке

20 и 21 мая в Нижнем Новгороде прочитал цикл лекций о творчестве Ф.М. Достоевского известный русский писатель, литературовед, ординарный профессор философского факультета Высшей школы экономики Владимир Карлович Кантор.

20 и 21 мая в Нижнем Новгороде прочитал цикл лекций о творчестве Ф.М. Достоевского известный русский писатель, литературовед, ординарный профессор философского факультета Высшей школы экономики Владимир Карлович Кантор.

Владимир Карлович Кантор - доктор философских наук, лауреат премии Генриха Белля. По версии известного французского журнала Le Nouvel Observateur (2005) входит в список двадцати пяти крупнейших мыслителей современного мира.

Владимир Кантор выступил в круглом зале городской администрации, школе №102 и Высшей школе экономики в Нижнем Новгороде. Лекция для студентов нижегородской Вышки была посвящена теме «Федор Достоевский - центр русской философской мысли».

Великий философ

Владимир Карлович начал разговор с того, что напомнил аудитории о роли мыслителя Ф.М. Достоевского в мировой философии. Кантор подчеркнул, что Достоевский является практически единственным русским философом, широко известным за рубежом. Великий писатель оказал влияние на всю христианскую Европу. Он первым в России стал говорить не о чужих мнениях по проблемам философии, а о самих этих проблемах. На его идеях основывались такие писатели и философы как Томас Манн и Альбер Камю.

О христианской Руси

Главный вопрос, который поднял Достоевский в своем творчестве, звучит парадоксально и смело для XIX столетия: «А способен ли русский народ к христианству? Есть ли в нем вера или только суеверие?». По мнению писателя, церковь в этот период находилась в параличе, среди священников не было людей, которые могли бы взять на себя миссию пророков (то есть могли бы отдать жизнь за идею). Эту роль в России брали на себя литераторы.

Достоевский и Данте

Многие исследователи проводят параллели между произведениями Достоевского и «Божественной комедией» Данте. Герои русского писателя проходят бесконечные круги ада российской действительности. Но, как отмечает В. Кантор, творчество Данте проникнуто культурой нового века, оно символизировало переход человечества от Средневековья к Возрождению. Творчество Достоевского, напротив, выразило переход от нового времени к средневековью XX века.  Достоевский и Платон

Идеи древнегреческого философа были близки Достоевскому. Персонажи Достоевского - носители идей, часто эти фигуры трудно соотнести с реальной действительностью.

Об общности взглядов мыслителей можно судить даже по структуре романов русского писателя: его произведения диалогичны - подобно диалогам Платона.

Исповедь

Знаменитая «Исповедь» Аврелия Августина имела сильное влияние на творчество русского писателя. Тема исповеди звучит во многих его романах. В них Достоевский пытался найти ответы на вопросы о том, кому нужно исповедаться - можно ли довериться священнику или допустимо обратиться напрямую к Богу (как это делал Августин); как это должно происходить. Герои Достоевского пытаются говорить о своих грехах в разных обстоятельствах. Но писатель показывает, что исповедь не может проходить публично, перед народом. Раскольникова, который пытался покаяться перед людьми в том, что совершил убийство, окружающие подняли на смех.

Град Божий

Другая важная для Достоевского тема - о построении Града Божьего, тоже была впервые затронута Аврелием Августином. Достоевский размышляет о том, как можно построить Град Божий, если все вокруг проникнуто язычеством. Он приходит к выводу, что люди, которые любят себя больше, чем Бога, принадлежат граду земному. В Граде Божьем могут жить только те, кто проповедует идею любви к богу, в земных обстоятельствах это означает любовь к ближним, или, для России, идея разумного эгоизма.

Идея разумного эгоизма

Для многих героев-мучеников Достоевского она звучит так: «Мне хорошо, когда хорошо другому». И, как персонажи Евангелия, они жертвуют собой ради других. Философия Достоевского, как вся российская философия XIX века, насквозь проникнута евангельскими мотивами.

Вопросы студентов

Как показала лекция, идеи Ф.М. Достоевского до сих пор вызывают большой интерес у молодой аудитории. За полтора часа у студентов нижегородской Вышки накопилось много вопросов к лектору. Знатоки творчества классика уточняли, правильно ли они понимают те или иные мысли писателя, упоминали о теодицее, идее жертвенности и т.д. Общий итог встречи подвел вопрос о том, что сегодня находят в творчестве Достоевского люди во всем мире и, в частности, сам автор лекции. Профессор Кантор ответил, что в великих книгах каждое поколение находит что-то свое. А лично его волнует проблема зла, разлитого в мире, которой Достоевский уделял большое внимание в своих произведениях. Возможно, он, как ученик великого писателя и философа, попробует проанализировать ее в новом исследовании.

Подготовила Ольга Максаева

Фото Анатолия Распопова