Data Culture: Вышка обучит всех своих студентов работе с данными
С сентября 2017 года в Вышке запускается проект Data Culture. Начиная с первого курса студенты всех образовательных программ бакалавриата будут учиться работе с данными, на ряде программ они также познакомятся с методами машинного обучения и искусственного интеллекта.
Зачем изучать науки о данных
Развитие компьютерных технологий, методов сбора и обработки информации и накопление того, что получило название «большие данные», затрагивает все сферы деятельности. Уже можно видеть, что многие профессии окончательно изменились, и теперь навыки работы с различной информацией необходимы для любого образованного человека, а не только для IT-специалиста.
«Если раньше мы могли говорить, что существуют отдельно специалисты по Computer Science и по информационным технологиям, и отдельно — гуманитарии, филологи, историки, то сейчас происходит тесное переплетение их профессиональной деятельности, потому что тексты, с которыми работают специалисты в области гуманитарных направлений, — это тоже большие данные, которые точно так же можно обрабатывать с помощью современных аналитических и информационных методов, и это принципиально меняет суть профессии», — рассказывает проректор ВШЭ Сергей Рощин.
Поэтому возникает необходимость подготовки во всех предметных областях профессионалов, понимающих возможности и ограничения массивов данных, потенциал и особенности машинного обучения, а в ряде направлений (например, экономике, менеджменте, социологии, политологии и т.д.) еще и способных пользоваться соответствующими технологиями.
Из чего состоит проект Data Culture
В ближайшие два года в Вышке будет создана система дисциплин, которые сформируют у студентов компетенции в области работы с данными и современными информационными технологиями.
«Проект распространяется в основном на специальности, которые раньше не получали или получали недостаточно подобной информации, — говорит вице-президент ВШЭ Игорь Агамирзян. — Разумеется, у направлений, так или иначе связанных с данными, необходимые курсы уже есть — их можно усиливать, предлагать продвинутые вариативные треки. Но у тех студентов, для кого культура работы с данными и с информацией является пререквизитом для дальнейшей деятельности, даже если формально к компьютерным наукам, информационным технологиям и электронике они отношения не имеют, несомненно, нужно развивать базовые навыки работы с данными».
Студентам будут предложены курсы разной степени сложности, так как слушатели разных бакалаврских программ по объективным причинам имеют разную подготовку в сфере математики и информатики.
Так, базовый уровень не предполагает глубоких математических знаний и ориентирован на совершенно непрофильные в отношении математики программы. «Но потрудиться все-таки придется, потому что освоить современные методы анализа данных без всяких усилий точно нельзя», — говорит Иван Аржанцев. А высший, экспертный, уровень предназначен для тех, кто собирается решать нестандартные задачи и разрабатывать новые методы анализа данных.
Внедрение дисциплин Data Culture будет происходить поэтапно. В 2017-2018 учебном году курсы по работе с данными будут включены в учебные планы на более чем половине бакалаврских программ. Так, например, у студентов-гуманитариев, юристов и дизайнеров появится вводный курс по цифровой грамотности, программы экономистов дополнятся дисциплиной по машинному обучению и т.д. С 2018 года к проекту примкнут все образовательные программы, не охваченные им в 2017 году.
Революция в обучении
Проект Data Culture можно назвать революционным, поскольку подобной по масштабу программы пока не существует ни в одном из российских вузов. Конечно, преподавание наук о данных ведется, но в рамках отдельных программ, а не как базовой компетенции для любой специальности. В ведущих зарубежных университетах есть тенденция к разработке курсов, связанных с анализом данных, но в настоящее время она также не является массовой. «Тут дело не в том, чтобы “прибежать первыми”, — поясняет Сергей Рощин. — Задача в том, чтобы и наш, и другие университеты соответствовали современному уровню развития технологий и формировали опережающие компетенции у студентов и выпускников».
По словам Игоря Агамирзяна, развитие в области наук о данных идет уже около 25 лет, но формально этому до сих пор нигде массово не учили, и в планах Вышки — изменить эту ситуацию. «Когда-то в середине 80-х годов была запущена целая программа обучения школьников информационным технологиям и программированию под лозунгом “Программирование — вторая грамотность”. Так вот в современном мире второй, а может быть, уже и первой грамотностью становится не просто программирование, а весь комплекс знаний, связанный с информацией, данными и поиском, теми возможностями, которые дают информационные технологии. Сейчас не программирование, а культура работы с информацией — это вторая грамотность», — считает Игорь Агамирзян.
Подробнее о проекте можно узнать на сайте.