• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Любимов: «Время уходить от простейших алгоритмов»

Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, ординарный профессор Лев Львович Любимов провел серию встреч со студентами нижегородской Вышки и директорами школ Нижегородской области.

Студенты университета получили возможность послушать лекцию Льва Любимова «Язык и судьба народа». Перед слушателями было развернуто красочное историко-философское полотно, глядя на которое можно было легко представить, как из «царства мракомыслия» Российское государство поднималось к эпохе «золотого века», и какую роль в этом процессе сыграл новый, многозначный русский язык Карамзина и Пушкина, а также реформа школьного образования Александра II. Многие из присутствующих в аудитории впервые узнали о том, как разительно отличалось обучение в школах 19 века от современного, в первую очередь в том, что касалось изучения иностранных языков. Три европейских языка, латынь и древнегреческий, 24 часа в неделю на их изучение – наши потомки понимали, что именно умение владеть различными текстами,  анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы и делает человека по настоящему образованным.

Вся культура человека – это текст в разных знаковых системах. Это и русский язык, и язык математики, музыки, жестов. Но мало прочитать, услышать, увидеть – надо уметь думать.

Любимов Лев Львович
заместитель научного руководителя ВШЭ

 Октябрьский переворот 1917 года стал началом эпохи тотального упрощения, когда потребовалось «огромную картину мира вложить в очень маленькие головы». Это максимальное упрощение в конечном итоге и привело к проблемам современного образования, когда «решебники» заменили открытые задачи. Лев Любимов в своей лекции подчеркнул, что в современном мире ситуация выглядит примерно так: либо мы учимся находить открытые задачи и ответы на них, либо нас заменят механизмы, умеющие выполнять алгоритмы той или иной сложности. И обучение в современное школе должно идти на основе открытого материала, а учитель XXI века должен быть предметным экспертом, имеющим за плечами университетское образование. И одной из основных форм школьных работ должны стать различные эссе, в которых ребенок может через деятельное переживание показать не только усвоение темы, но и свои мысли по поводу изучаемого материала.

Красивым продолжением этой мысли стала церемония награждения победителей конкурса эссе «Предчувствие будущего», организованного НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и депутатом Законодательного собрания Нижегородской области, председателем Попечительского совета нижегородского кампуса ВШЭ Валерием Павловичем Анисимовым.

Обсуждение проблем современного школьного образования и путей их решения продолжилось на встрече Льва Львовича Любимова,  и.о. министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергея Васильевича Злобина и  директоров школ региона.

Кроме этого, состоялась встреча Льва Любимова и и директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Валерия Зусмана с главой Нижнего Новгорода Владимиром Пановым.

На встрече речь шла о создании кластерной модели школьного образования, которая позволит готовить учащихся в зависимости от текущих и перспективных профессиональных потребностей города, сформировать мотивацию и начальные компетенции специалиста еще до поступления в вузы.

Как отметил заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов, городу нужна программа развития школьного образования на 15-20 лет вперед. «То, что мы затеваем – это долгосрочная вещь. Мэр города хочет, чтобы через какое-то время Нижний Новгород стал столицей правильного образования. Для того чтобы это сделать, нужна стратегия, которая довольно существенно изменила бы стратегию самой школы», - сказал профессор.

По его словам, в школе с человеком происходит то, что называется формированием познавательных компетенций.

«Необходимо перевести принудительное обучение, что в науке определяется как дидактическая школа, в так называемое аутентичное, т.е. подлинное обучение, когда ребенок постепенно приучается учиться сам. Во взрослой жизни у него учителя не будет, ему придется все время учиться самому. Новые знания расширяются со скоростью взрыва. Мы каждый день видим, как исчезают одни специальности, возникают новые. Ребенок начитает первый курс на одной специальности, а когда заканчивает вуз, его специальность уже никому не нужна. Поэтому еще в школе необходимо наделить выпускника постоянной креативной способностью догонять новые знания, новые компетенции, новые специальности, чтобы сохранять себя постоянно в составе рабочей силы и не терять благосостояние, т.е. богатеть», - подчеркнул заместитель научного руководителя ВШЭ.

По итогам встречи было принято решение в течение месяца составить стратегию школьной образовательной программы и подготовить документы, которые будут согласованы в свою очередь с родительской общественностью.