• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В начале было слово, и слово было Х О Р О М !

18 и 19 октября в рамках проекта по созданию сайта «Трамвай», посвящённого русской литературе XX века, прошли открытые лекции, посвященные явлению хоровой декламации и изучению звучащей художественной речи в России.

В начале было слово, и слово было Х О Р О М !

О том, как и почему хор захватил театр начала XX века, зачем начали записывать чтение авторами своих текстов и в хитросплетение каких символов превращается озвученный текст, вновь возвращаясь на бумагу, рассказал филологам нижегородской Вышки московский искусствовед и специалист по звучащему слову – Валерий Золотухин.
  
Цикл встреч открыла лекция о коллективной декламации в театре и на эстраде. Хор и ансамбль – традиционные сценические формы, ведущие свою историю ещё с античных времен – зачастую ассоциируются у нас с чем-то устаревшим, статичным и почему-то непременно озаренным светом народной культуры. Тем интереснее и неожиданнее было узнать, что именно эти жанры стали полем активного поиска сценического искусства в начале XX века. Первоначально появление хора в драматическом театре происходит в постановках античных трагедий Юрия Озаровского, в которых хор был попыткой реконструкции античного театра. Принципиально новым этапом в развитии коллективных сценических форм стала хоровая декламация лирических текстов, предложенная В.К. Сережниковым и подхваченный затем В.К. Смышляевым (первый опыт в этом жанре – коллективное чтение стихотворения А.А. Фета «Это утро, радость эта»). В дальнейшем, после революции, режиссеры обратились к постановкам стихов символистов, футуристов и пролетарских поэтов. 

Во второй лекции, озаглавленной «Изучение звучащей художественной речи в России в 1910-20-е гг.», Валерий Золотухин рассказал аудитории об истории исследований звучащего слова. Начавшись с обзора статьи М. Волошина и работ Б. Эйхенбаума, в которых «голос» рассматривается как особая поэтическая категория, лекция завершилась рассказом о деятельности Кабинета изучения художественной речи (КИХР), возглавляемого С.И. Бернштейном. Особый интерес у слушателей вызвал сюжет о звукозаписи авторской декламации начала века и начертании «транскрипционных» схем. 

Своими впечатлениями от встречи с нами поделилась студентка второго курса Алиса Хаба, в рамках обсуждения получившая негласный (но хором одобренный) титул «автор лучшего вопроса»: 

«Я поразилась, какой силой обладает коллективная декламация. Например, в 1920 году была осуществлена театрализованная постановка "Взятие Зимнего дворца", в которой десять тысяч участников воспроизвели события трехлетней давности. Как заметил наш лектор, переворот 1917 года стал восприниматься как событие зрелищное именно после этой своеобразной реконструкции. До лекций В.В. Золотухина такое понятие как «хоровая декламация» отсылало меня только к истории древнегреческой трагедии. И всё же мы не должны воспринимать это исключительно как форму массового произнесения заготовленных слов. Подобные впечатления способны воскресить в нас "рудиментарные переживания коллективности". Наверное, в этом и лежит разгадка объединяющего импульса, который возникает у людей на концертах их любимых групп. 
Во время второй встречи с В.В. Золотухиным разговор об исследованиях природы голоса натолкнул меня на мысль, что минуту молчания тоже можно назвать формой хоровой не-голосовой декламации. Я была очень рада, что наш лектор с интересом поразмышлял над этим вопросом и подтвердил мою догадку, сравнив "не-голос" в этом явлении с "минус-приемом" (по Ю.М. Лотману). 
Меня заинтересовал сборник И.С. Бернштейна и его учеников "Звучащая художественная речь", с материалами которого нас познакомил В.В. Золотухин – надеюсь, что мне когда-нибудь удастся раздобыть эту книгу». 

Материал подготовили Алиса Комиссарова, Диана Матвеева и Ксения Морозова, студентки 4 курса