• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иностранный язык в национальном исследовательском университете: новые задачи и ценностные ориентации

19 февраля в Высшей школе экономики в Нижнем Новгороде состоялась научно-методическая конференция «Иностранный язык в национальном исследовательском университете: новые задачи и ценностные ориентации».


19 февраля в Высшей школе экономики в Нижнем Новгороде состоялась научно-методическая конференция «Иностранный язык в национальном исследовательском университете: новые задачи и ценностные ориентации». Она собрала ученых-теоретиков и практиков в области филологии, психологии и методики преподавания языков из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и др.
 url_


С докладами на пленарном заседании выступили: д. ф. н., профессор, проректор по научной работе НГЛУ им. Н.А. Добролюбова Е.С. Гриценко («Исследовательский университет как форма интеграции образования и науки»), к. ф. н., доцент кафедры иностранных языков НФ ГУ-ВШЭ Г.В. Васильев («Европейский опыт» в изучении и преподавании иностранного языка в национально-исследовательском университете»), к. ф. н., доцент, директор частной языковой школы «Экзаменационный и методический Совет МАСТЕРКЛАСС» Б.П. Грибкова («Выпускник российского университета в зарубежном академическом контексте: как собраться в дорогу»), к. ф. н., доцент, зав. кафедрой иностранных языков НФ ГУ-ВШЭ Н.И. Смирнова («Качество языкового образования в аспирантуре государственного национального университета»).

Актуальность докладов пленарного заседания была отмечена участниками конференции:
Т.А. Кузьмина, к.т.н., доцент кафедры английского языка факультета экономики ГУ-ВШЭ:
«Е.С. Гриценко очень взвешенно и наглядно изложила в слайд-шоу современную концепцию "Исследовательского университета как формы интеграции образования и науки". Несмотря на то, что данная концепция уже давно взята на вооружение многими университетами мира, в российском образовании она только начинает находить сторонников и последователей. К их числу относится и ГУ-ВШЭ. Этот факт, а также качество проработки материала докладчиком, определили важность и значимость сообщения Е.С. Гриценко».

Доцент кафедры теории и практики перевода Института филологии и истории РГГУ, к.ф.н. В.В. Шубин отметил доклад заведующей кафедрой иностранных языков НФ ГУ-ВШЭ Н.И. Смирновой, подчеркнув его своевременность, ибо в национальном исследовательском университете проблема повышения качества языкового образования в аспирантуре является весьма актуальной.

В контексте конференции интересными были презентации издательств Longman и Oxford University Press (OUP), в которых учебные материалы, предлагаемые издательствами, рассматривались с точки зрения практики. Доклад методиста издательства «Пирсон-Лонгман», ст. преподавателя кафедры английского языка и американистики НГЛУ им. Н.А. Добролюбова А.Ю. Курмелева «Совершенствование индивидуальных стилей обучения студентов посредством работы с интерактивной доской» позволил оценить значимость этого ресурса на занятиях. Доцент кафедры английского языка и американистики, представитель издательства OUP в Нижнем Новгороде Л.В. Романовская в докладе «Социокультурный компонент учебных материалов как фактор адаптации специалиста в поликультурном пространстве» подчеркнула необходимость гармоничного вплетения страноведческих сведений в канву занятий.

Затем работа конференции продолжилась на секционных заседаниях:
Обучение языку и переводу в условиях новой образовательной парадигмы (руководители секции: к.п.н., доцент кафедры лингводидактики и методики преподавания иностранных языков НГЛУ им. Н.А. Добролюбова М.А. Ариян, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков НГТУ Е.Н. Панкратова);

Роль иностранного языка в профессиональном формировании специалиста (руководители секции: к.ф.н., доцент кафедры английского языка переводческого факультета НГЛУ им. Н.А. Добролюбова О.П. Королева, к.ф.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков ННГАСУ  Н.Ф. Угодчикова);

Язык в культурной и социальной жизни народов (руководители секции: к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков НФ ГУ-ВШЭ И.Ю. Любавская, к.ф.н., доцент кафедры немецкого языка НГЛУ им. Н.А. Добролюбова Н.В. Жаренова);

Психологические основы обучения иностранному языку (руководитель секции: к.п.н., доцент кафедры английского языка и американистики НГЛУ им. Н.А. Добролюбова И.В. Лабутова);

Теоретические основы и особенности функционирования языка (руководители секции: к.ф.н., доцент кафедры английского языка при факультете права ГУ-ВШЭ Е.В. Колосовская, д.ф.н., доцент кафедры иностранных языков СПбФ ГУ-ВШЭ С.В. Киселева);

Инновационные технологии в практике преподавания иностранного языка (руководитель секции: к.т.н., доцент кафедры английского языка факультета экономики ГУ-ВШЭ Т.А. Кузьмина).

Прозвучали доклады представителей разных лингвистических и психолого-методологических школ. Руководителями секций была отмечена атмосфера творчества и взаимной заинтересованности, царившая на всех заседаниях. Участники слушали и слышали друг друга. Доклады вызвали живые интересные дискуссии. В ходе работы секции «Теоретические основы и особенности функционирования языка» высветилось различие подходов к изучению языка приверженцев разных языковедческих школ. Высокую оценку участников секции "Инновационные технологии в практике преподавания иностранного языка" получил свободный доступ к широкополосному Интернету, что «несомненно, помогло докладчикам наглядно продемонстрировать новейшие обучающие ресурсы и технологии в действии» (Т.А. Кузьмина).

При подведении итогов конференции была особо подчеркнута актуальность поднятых и проанализированных проблем, имеющих непреходящую ценность в рамках современных социально-экономических условий, требующих, по определению Я.И. Кузьминова, «обеспечить достаточную гибкость образования» .

Материал предоставлен кафедрой иностранных языков