• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Автономная школа: новые перспективы

В мае 2010-го по России поползли слухи о том, что среднее образование в ближайшие годы станет платным. В газетах появились материалы о том, что школы станут автономными, а это значит, что им придется самостоятельно зарабатывать деньги на свое существование, а родителям – находить средства на обучение детей.

В мае 2010-го по России поползли слухи о том, что среднее образование в ближайшие годы станет платным. В газетах появились материалы о том, что школы станут автономными, а это значит, что им придется самостоятельно зарабатывать деньги на свое существование, а родителям – находить средства на обучение детей. Все это было связано с выходом 83 Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
url_ Чему он посвящен на самом деле и какие перспективы ожидают учителей и учеников, нижегородцы смогли разобраться 12 ноября на семинаре «Финансовая автономия школы: условия, преимущества и риски перехода в статус автономного учреждения», организованном Нижегородским университетским округом ГУ-ВШЭ при поддержке Департамента образования и социально-правовой защиты детства.
Семинар провела Ирина Всеволодовна Абанкина, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ, один из разработчиков нашумевшего закона. Приглашения на эту важную встречу получили руководители школ Нижнего Новгорода и области, но в большом зале лицея №40 (где и проходил семинар)   
собрались и представители других заинтересованных муниципальных учреждений – больниц, поликлиник, домов культуры. К работе семинара подключились также студенты и преподаватели Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде – участники проектно-учебной группы «Модель сетевого партнерства: создание базовой ресурсной школы ВШЭ для районов, удаленных от Нижегородского кампуса».

Учреждения казенные, бюджетные и автономные

В начале своего выступления Ирина Всеволодовна обратила внимание собравшихся на основные приоритеты и принципы бюджетной политики Правительства РФ. Она напомнила, что в настоящий момент происходит переход от управления затратами к управлению результатами. И для повышения эффективности бюджетных расходов создаются новые типы муниципальных учреждений: казенные, бюджетные и автономные.
Список казенных учреждений формирует само Правительство РФ. К ним могут быть отнесены малокомплектные сельские школы, малокомплектные детские сады и прочие организации, имеющие строго оговоренный список услуг и работ.
Остальные муниципальные учреждения могут остаться бюджетными (фактически их положение будет мало отличаться от сегодняшнего) или перейти в разряд автономных.
Автономные получат возможность самостоятельно распоряжаться своими внебюджетными средствами и создавать собственные юридические лица (для школ это могут быть логопедические и психолого-педагогические центры и т.д.). Кроме того, для этих учреждений будут сняты различные ограничения (например, на них не распространяется пресловутый 94 ФЗ (о закупках по конкурсу)).
Ирина Всеволодовна заметила, что по ее мнению, статус автономного учреждения подходит тем организациям, которые имеют потенциал долгосрочного развития.

Резких изменений не будет!

Говоря о законе, госпожа Абанкина также подчеркнула, что все три типа муниципальных учреждений будут принадлежать к некоммерческому сектору. Это означает, что резких изменений в их работе не будет. При смене статуса не будет проводиться приватизация имущества, вноситься изменения в кадровый состав и т.д.
Родителям тоже не стоит беспокоиться: среднее образование для их детей останется по-прежнему обязательным и бесплатным.

url_url_url_

83 Федеральный Закон официально начинает действовать с 1 января 2011 года. За оставшееся до этого срока время школы (если необходимый комплект документов собран) еще могут успеть подать заявку на смену статуса, чтобы сразу с нового года получить финансовую самостоятельность. По данным Департамента образования и социально-правовой защиты детства в Нижнем Новгороде такая возможность есть примерно у 20 образовательных учреждений.
Правда, для того, чтобы наши школы действительно стали автономными, нужно, чтобы соответствующий законопроект был принят на местном уровне.

В полном объеме закон начнет действовать с 1 июля 2012 года.