• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В нижегородской Вышке выступил руководитель центра иностранных языков университета им. Кеплера

19 ноября с докладом о «Работе виртуальных команд, относящих к разным культурам» выступила известный эксперт в области межкультурной коммуникации, руководитель центра иностранных языков и межкультурной коммуникации университета им. Йоханнеса Кеплера (г. Линц, Австрия), профессор Эвелин Глазер.

url_ 19 ноября с докладом о «Работе виртуальных команд, относящих к разным культурам» выступила известный эксперт в области межкультурной коммуникации, руководитель центра иностранных языков и межкультурной коммуникации университета им. Йоханнеса Кеплера (г. Линц, Австрия), профессор Эвелин Глазер.

В начале своего доклада, профессор Глазер назвала причины появления такого межкультурного феномена как международные виртуальные команды. Глобализация, стремление сократить расходы, связанные с географическим расстоянием, желание добиться синхронизации информации, идей, локальных знаний и умений, высокий уровень технологий и необходимость создания базы для творческого самовыражения привели к тому, что многие современные компании уделяют большое внимание качественному и количественному развитию виртуальных команд. Такая тенденция сопряжена с множеством проблем и вызовов. Зачастую команды сталкиваются с тем, что, называя общие задачи и цели одинаковыми словами, преследуют в реальности совершенно разные цели и работают над выполнением отнюдь не общих задач. Разнообразие культур и языков могут сделать такую коммуникацию еще более сложной. Кроме того, создавая такие команды, международные компании должны задуматься о том, как в такой виртуальной межкультурной среде создать базу для доверительных отношений и раскрытия лидерского потенциала участников.

Говоря о географическом измерении работы виртуальных команд, профессор Глазер обозначила несколько важных факторов, которые могут иметь различное влияние на эффективность виртуальной работы: часовые пояса, традиции и праздники, природные явления, технический уровень, иерархия и корпоративная культура, законодательные нормы, уровень заработной платы. Так, например, обязанность китайцев отпраздновать китайский Новый год в семье неминуемо приведет к тотальному отсутствию на рабочем месте китайских коллег, а перебои в электричестве в Индии заставят отправлять электронные письма частями. Таким образом, при такой богатой палитре вызовов встает вопрос о том, как повысить эффективность работы международных виртуальных групп? Сделать это, по мнению доктора Глазер, можно с помощью различных инструментов на трех уровнях: технологическом, личностном, образовательном. Зная технологические возможности современной аппаратуры, мы можем увеличить уровень взаимопонимания за счет использования средств коммуникации, способных передавать больше типов информации с большей скоростью. Такую шкалу эффективности можно представить в виде ряда: обмен документов на бумаге - электронная почта – чат - телефонный звонок – IP-телефония с видео функциями - видеоконференция.

Большим преимуществом будут пользоваться компании, имеющие сотрудников, которые обладают лингвистическими и коммуникативными навыками, участвовали в международных проектах. Как правило, такие работники быстрее справляются со сложными межкультурными проблемами. С помощью некоторых экспериментов можно способствовать профессиональному развитию сотрудников, которые могли бы научиться выполнять требования международных виртуальных групп, смотреть более реалистично на возникающие проблемы. Такой эксперимент был проведен профессором Глазер при участии студентов университета Линца (Австрия) и университета Синсиннати (США). Темой проекта, который длился шесть лет, было международное слияние фирм. Средства коммуникации - электронная почта, мгновенные сообщения, Skype, видеоконференция.

В ходе проекта выяснилось, что средства коммуникации в реальности играют меньшую роль, чем ожидалось. Более эффективно действующие участники эксперимента уделяли намного меньше внимания технике, чем их менее производительные коллеги, увлекавшиеся  продвинутыми средствами коммуникации. Одновременно было доказано, что участники, имеющие зарубежный опыт и навыки межкультурного общения, работали более продуктивно. Степень владения языка играла второстепенную роль в достижении успеха команд. По окончании проекта оказалось, что участники недооценили роль различий во времени и географического расстояния. Помимо этого, большое значение имели ответственное отношение к делу и трудовая этика, которые повышали взаимодоверие участников.

По завершении доклада студенты смогли задать вопросы профессору Глазер. Желающих воспользоваться этой возможностью было много – что свидетельствовало о том, что аудитория проявила большой интерес к теме и с радостью примет участие в лекциях, проводимых профессорами университета Линца в будущем.


Материал подготовлен
сотрудником международного отдела НФ ГУ-ВШЭ
Иваном Николаевичем Жуковым

Фото с сайта http://www.study-in-austria.at