Наука в России: об инновациях, вызовах и перспективах развития
8
февраля в нашей стране отмечается День науки. Этот молодой праздник (он
появился всего двадцать лет назад) приурочен к дате создания Петром I в
1724 году Академии наук и художеств (ныне – Российская академия наук).
Сегодня
мы предлагаем вашему вниманию размышления руководителей Высшей школы
экономики в Нижнем Новгороде о том, какой они видят современную науку и
как оценивают перспективы ее развития.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию размышления руководителей Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде о том, какой они видят современную науку и как оценивают перспективы ее развития.
Олег Рамазанович Козырев, директор Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики (Нижний Новгород) - Взаимодействие бизнеса и науки сегодня – необходимый элемент жизни. Выстраивание такого сотрудничества требуется не только для построения новой экономики, оно важно для каждого участника рынка. Развивающийся бизнес должен постоянно откуда-то черпать новые идеи. Но только самые крупные игроки международного класса могут создавать инновации внутри компании. Предприятия, строящиеся на уровне малого и среднего бизнеса, должны |
Но и университеты, не имеющие практики внедрения своих разработок (не только технологических продуктов, но и новых форм развития бизнеса, приложений к законам и пр.) в скором времени будут просто не интересны на этом рынке.
Задача по укреплению связей науки и бизнеса – многопрофильная. Многое здесь зависит от государства, так как власть создает правила игры. Если она, по крайней мере, не мешает такому взаимодействию – это уже много.
Для развития страны в инновационном плане нужно работать всей триаде «власть – наука-бизнес». Нужно разрабатывать общую программу; реализовать ее положения; модернизировать их, не забывая, что любой рецепт, который создается сегодня, завтра может быть не годен. Заинтересовывать общество внедрением инноваций. Никакого другого способа, кроме постоянной совместной работы, я, честно говоря, не знаю.
Наталья Эдуардовна Гронская, заместитель директора по научной работе и международной деятельности - Наука – очень конкурентная и в то же время личностная сфера, предполагающая многие вещи, которые изначально либо заложены в человеке, либо нет. Случайные люди здесь оказаться не должны. Хотя «лишние», признаться, бывают. Сегодня можно говорить о том, что российская наука помолодела. За последние 17 лет многие поняли, что исследования – это увлекательное и |
Динамично развивается академическая мобильность – сегодня ученый уже «не заперт» в своем НИИ, если это действительно авторитетный исследователь, он имеет возможность не только посещать научные конференции, проходящие за границей, но и работать в зарубежных лабораториях, преподавать в иностранных университетах.
Ну и конечно, нельзя не упомянуть о роли «глобальной паутины». Интернет для исследователя – это возможность общаться с коллегами со всего мира, апробировать результаты своих работ и так далее. А профессиональные коммуникации значительно сокращают путь к новым открытиям!
- Многие десятилетия Вы отдали научной карьере. Ваше становление как профессионала протекало в окружении авторитетных ученых, Вы каждый день сталкиваетесь с подрастающим поколением будущих исследователей. Наталья Эдуардовна, на Ваш взгляд, можно ли «нарисовать» портрет типичного ученого?
- Думаю, что этот портрет получится очень пестрым. Ученое сообщество многолико. Однако, пожалуй, главные черты, свойственные всем деятелям науки – это настойчивость и трудолюбие. Позвольте напомнить известный случай, который произошел на пресс-конференции Томаса Эдисона – одного из изобретателей лампы накаливания. Журналист, узнав о том, что изобретению лампы предшествовали две тысячи неудачных экспериментов, поинтересовался у изобретателя: каково это - терпеть неудачу две тысячи раз? На что Эдисон, не смутившись, ответил: «Я не ошибался две тысячи раз, создавая эту лампочку. Я обнаружил одну тысячу девятьсот девяносто девять способов, как не следует ее делать». Умение идти к намеченной цели порой годами, не будучи точно уверенным в положительном результате – то, без чего сложно представить состоявшегося ученого. В английском языке есть слово «challenge», который мы переводим как «вызов», порой придавая негативный оттенок этому слову. Так вот, на мой взгляд, ученый может состояться только тогда, когда он принимает вызовы с удовольствием, с желанием развиваться, двигаться вперед!
Кстати, в студенчестве, как и вообще все в молодости, вызовы воспринимаются намного проще, органичнее, они не рассматриваются как испытания.
Я бы очень рекомендовала студентам не отлынивать от исследовательской работы, несмотря на наличие или отсутствие склонности к ней, потому что интеллектуальная деятельность развивает умение думать, даже если «исходные данные» не слишком выдающиеся. Озарение и клич «Эврика!» - плоды постоянного интеллектуального труда.
- В Высшую школу экономики поступают «с прицелом» на прикладные сферы деятельности. Чем отличаются теоретическое и прикладное направления, как ориентироваться в них молодежи?
- Действительно, наш университет преследует цель подготовить профессионалов, которых не пришлось бы переучивать после трудоустройства, поэтому большое внимание в образовательном процессе уделяется прикладным и практико-ориентированным дисциплинам. В тоже время в любом учебном заведении с первого и до последнего курса студент «впитывает» большой объем теории (порой, казалось бы, совершенно ненужной и неинтересной!). Но без основ не будет прочного фундамента, а значит, человек не сможет решать нетривиальные задачи в будущем.
Выбор сферы научных интересов - это очень индивидуально, и прежде нужно заглянуть внутрь себя. Не все, что модно, подходит всем и каждому. Фундаментальную физику никто не отменял, и тем, кто видит себя только в ней, советы не нужны. Впрочем, молодежь во все времена мало прислушивалась к советам старшего поколения, и в чем-то это правильно…
- А можно ли заработать сегодня в науке?
- Безусловно! В настоящее время государство все больше и больше поддерживает ученых, сами исследователи стали гораздо мобильнее, амбициознее и инициативнее – существуют возможности проводить свои исследования в зарубежных научных центрах, получать гранты научных фондов. Но парадокс заключается в том, что финансового успеха в науке добиваются только те ученые, кто отдается ей целиком, не преследуя целей заработать!
- Ну, а если говорить о перспективах развития науки в ближайшем будущем... В каких научных сферах будет интереснее всего?
- Уверяю вас, и завтра, и спустя сто лет найдутся исследователи, которые будут увлеченно заниматься изучением наследия Гомера. И спустя десятилетия будут защищаться диссертации в области теоретической химии или дифференциальной геометрии, потому что у любой науки есть свои «поклонники», считающие ее самой интересной.
В тоже время, можно говорить о том, что сегодня наиболее актуальными и востребованными являются исследования на стыке наук.
Высшая школа экономики делает на это основной акцент в своих магистерских программах – все они междисциплинарны. Яркий пример тому – наши планы по открытию новой специальности «Прикладная лингвистика», в учебных планах которой почти половина времени отведена на изучение математических методов анализа и компьютерных наук. Специалисты в этой области сегодня в большом дефиците и остро востребованы теми компаниями, которые заняты разработками в области интернет поиска, создания новых языков программирования, машинного перевода и так далее.
Будущее – за аналитиками и экспертами. За теми, кто, выдвигая и доказывая гипотезы, опирается на широкий, разнопрофильный спектр факторов. Но даже прикладные исследования должны быть осмыслены людьми по своей сути «академическими», фундаментально подготовленными. Без «базы», качественной аналитики, четкой методологии они плохо осуществимы: в любом случае, практика поверяет собой теорию. Уверена, что переход российских вузов на Болонскую систему (обучение 4 года в бакалавриате и 2 года в магистратуре) во многом более точно соответствует современным требованиям, предъявляемым исследователям. Надеюсь, талантливая молодежь России отвоюет на поле мировой науки передовые рубежи.