• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет цифрового поколения

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород уверенно входит в группу лидеров среди российских университетов по качеству бюджетного приема. Популярность нижегородского кампуса среди сильных абитуриентов объясняется постоянным обновлением образовательных программ и особым вниманием Вышки к компетенциям, которые требуются человеку в цифровую эпоху, рассказывает директор НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, к. э. н. Анна Александровна Бляхман

В Топ-20 университетов России по качеству приема нижегородский кампус Вышки входит уже  не первый год: учиться здесь стремятся лучшие абитуриенты из многих регионов страны. Более 40% первокурсников-2019 не являются жителями Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

 

Международные отношения 

— В этом году в пятерку регионов, «предоставивших» нам абитуриентов, впервые вошли Москва и Московская область. К нам едут ребята из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Якутии и других крупных городов и регионов, — говорит Анна Бляхман.

— Нижегородская Вышка ведет активную международную деятельность, и на сегодняшний день около 10% наших студентов составляют ребята из других стран. 2-3 человека в каждой группе численностью 25-30 человек уже заметны. Так же, как появление сильных студентов на первом курсе влияет на состояние среды в целом, так и появление иностранных студентов является толчком для положительных изменений внутри университета.

Мы развиваем англоязычные сервисы, сотрудники учебных офисов и работники столовой должны знать английский. Надеюсь, ребятам из других стран у нас комфортно.

Часть студентов приезжает на включенное обучение (программа предполагает прохождение обучения в иностранном вузе-партнере на один или несколько учебных семестров). Например, у нас учатся студенты из китайских университетов, с которыми у нас налажены постоянные контакты. Есть ребята из Италии, Франции, Австрии.

В магистратуре Нижегородского кампуса открыто несколько программ по направлениям «Менеджмент», «Математика», «Филология», «Фундаментальная и прикладная лингвистика» для студентов, не говорящих по-русски, но свободно владеющих английским языком.

Так, например, к нам приезжают молодые люди из Европы на программу по лингвистике или математике, потому что видят публикации наших преподавателей и хотят у них учиться. Бывает, наши преподаватели знакомятся на конференциях с иностранными профессорами, и те рекомендуют потом своим студентам новых коллег. В дальнейшем проходят совместные исследования, обмен студентами и взаимное обогащение преподавательскими практиками.

Такое содержательное стирание границ позволяет вывести исследовательскую и учебную работу в университете на новый уровень.

 

По пути с IT

 По словам Анны Бляхман, именно уровень первокурсников определяет очень многое из жизни университета — прежде всего предъявляемые к ним требования и выстраивание взаимоотношений с ними. Поскольку большинство студентов Вышки сильнее тех, кто поступал в университет 5-7 лет назад, встречать в аудитории с доской и мелом ребят из школ, где давно используются планшеты и интерактивные доски, — несерьезно.

— Высшее образование стало другим: это уже не трансляция знаний от преподавателя студенту. Новый подход к содержанию и формату образовательных программ основан на возможностях современного цифрового мира, — отмечает директор нижегородского кампуса Вышки.

Мы отказываемся сейчас от стандартных лекций и семинаров, изменяем прежние формы контроля и предоставляем ребятам возможность контактировать с самыми авторитетными носителями знаний, в том числе с зарубежными профессорами. Общаться с ними можно онлайн, «живьем», в записи, и при этом преподавателю совершенно необязательно пересказывать учебник. Конечно, речь об отказе от живых контактов между студентом и преподавателем не идет, но эти контакты в эпоху цифровизации должны быть иными.

Другой особенностью нашего обучения является проектная деятельность студентов. Не менее 20 % учебного времени отводится на их участие в реализации инновационных, научных и социальных проектов, стартапов или проектов, инициированных работодателями — бывает, они доверяют решение отдельных задач нашим студентам, если испытывают нехватку собственных ресурсов.

В процессе работы над проектом ребята получают мощный коммуникативный опыт и понимают, что недостаточно быть носителем предметного знания и узкопрофессиональных компетенций, гораздо важнее быть частью команды. К тому же они могут выяснить, какая роль удается им в лучшей степени: быть аналитиком, проектным менеджером, работать на сборе информации или заниматься поиском партнеров. Крайне важно, что этот опыт они получают уже на уровне университета, а не после трудоустройства.

Да и сам учебный процесс устроен у нас нестандартно — не по два семестра, как в большинстве вузов, а по четыре модуля, которые быстро перетекают один в другой, перемежаясь экзаменационными неделями. Известная прибаутка «От сессии до сессии живут студенты весело» — не про нас, зато понятие дедлайна ребята знают с первого курса. Да и наша система оценивания на любом предмете устроена так, что в итоговой оценке присутствуют две составляющие: то, как человек занимался весь модуль, и то, что он показал на экзамене. В итоге наши выпускники отлично подготовлены к жизни.

Еще одна специфика кампуса связана с IT-технологиями. В структуру факультета информатики, математики и компьютерных наук входят три научные лаборатории международного уровня. Исследовательские направления, развивающиеся на их базе, задают тон всем другим факультетам, в том числе и гуманитарному.

— Почти у всех образ классической «филологини» выглядит так: мечтательная девушка в длинной юбке, с косой и томиком стихов. Но у нас сложился иной собирательный образ: филолог — это юноша (а не только девушка) в джинсах и с ноутбуком. Наша программа устроена так, что в ней мощная цифровая составляющая. Ребята занимаются серьезными исследованиями, участвуют в научных экспедициях, реализуют сложные междисциплинарные проекты в командах с математиками, юристами, экономистами, работают в различных цифровых средах — отмечает директор кампуса.

 

Вышка учит учиться

По мнению Анны Бляхман, присутствие на лидирующих позициях всех кампусов Вышки в российском рейтинге объясняется во многом и тем, что студенты выбирают этот вуз осознанно, и помогает им в этом активная работа университета со школами и даже с детскими садами.

 — Назвать эту работу профориентацией можно с натяжкой, — отмечает директор нижегородского кампуса. — Дело в том, что 90 % нашей работы со школьниками, учителями, руководителями образовательных организаций, воспитателями детсадов не заточено на то, чтобы дети поступали именно в Вышку. Наша цель — привести их к осознанному выбору и нести за этот выбор ответственность.

 Не секрет, что одиннадцатиклассники зачастую выбирают такой набор ЕГЭ, которые проще сдать, поступают в итоге в какой-либо вуз, где такой набор ЕГЭ позволяет занять бюджетное место, а дальше начинаются неприятности. В лучшем случае они заканчиваются переводом в другое учебное заведение, а в худшем — нелюбимой профессией на всю жизнь.

 Для того, чтобы исключить подобные ситуации, представителям высшей школы следует как можно раньше начинать работу с детьми. И наша работа в этом направлении полностью вписывается в концепцию развития системы образования Нижнего Новгорода, разработанную заместителем научного руководителя Вышки Львом Любимовым и поддержанную главой администрации Нижнего Новгорода Владимиром Пановым.

 Эта концепция была представлена осенью 2018 года в нижегородском кампусе Вышки на семинаре для представителей дошкольных и общеобразовательных учреждений, выразивших намерение участвовать в создании университетско-школьного кластера.

 Действительно, главной задачей прежней системы образования было научить читать, писать и считать, транслируя готовые знания, но в наши дни этого мало.

 Задача современной школы состоит в том, чтобы наделить выпускника способностью самостоятельно найти информацию, сформировать новые компетенции, и школьные знания необходимы в первую очередь для обретения навыков самообучения, которые во взрослой жизни позволят формировать и обновлять профессиональные знания.

 

Никто другой
Профессорско-преподавательский состав НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в полной мере соответствует задачам современной высшей школы.

Статус национального исследовательского университета означает, что наши преподаватели, наряду с педагогической функцией, являются одновременно и серьезными учеными в своих предметных областях знаний, — подчеркивает Анна Бляхман. — Горжусь, что они находятся на острие современной науки: добиваются высочайших научных результатов, публикуются в авторитетных зарубежных журналах, принимают участие в конференциях, оставаясь при этом интересными студентам и осваивая новые методики преподавания.

Наши профессора, завкафедрой прикладной математики и информатики факультета информатики, математики и компьютерных наук Валерий Александрович Калягин и д. ф.-м. н. Вячеслав Зигмундович Гринес являются основателями научных школ, воспитавшими немало лауреатов Президентских грантов. Научный руководитель нижегородского кампуса, научный руководитель образовательной программы «Литература и медиа», профессор, д. ф. н. Валерий Григорьевич Зусман является президентом Российского союза германистов. Профессор факультета гуманитарных наук Леонид Юрьевич Большухин совсем недавно сделал серьезное открытие, связанное с исследованием творчества Бориса Пастернака. Этот рассказ можно продолжать долго. Каждый из коллег делает Вышку такой, какая она есть и занимает место, которое вряд ли мог бы занять кто-то другой.

Президент НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода Геннадий Петрович Рябов является автором и куратором многих наших культурных проектов, необходимых современникам для определенного жизненного баланса.

В учебных корпусах на улице Львовской мы запустили серию камерных концертов классической музыки, открыли литературный музей писателя Евгения Николаевича Чирикова, в корпусе на Большой Печерской постоянно проводим выставки для студентов и преподавателей.

Наряду с решением задач, стоящих перед любым вузом (повышением качества приема и уровня научных публикаций, обновлением содержания образовательных программ и т. д.), руководству университета необходимо сделать жизнь всего населения Вышки максимально комфортной, дать им возможность развиваться и продолжать исследовательскую деятельность на благо не только университета и города, но и региона в целом. Честно говоря, сейчас считаю эту задачу приоритетной. 

 

Опережая время

  — Меня часто спрашивают, как университет видит себя в регионе, — подытоживает Анна Бляхман. — Мы очень хотим, чтобы регион развивался. Но вот забавный эпизод, произошедший на ежегодной конференции руководящих и педагогических работников Нижнего Новгорода в августе 2019 года в формате образовательного форума. Коллеги говорили там о том, что каждый ученик должен развиваться как гармоничная личность, но никто не упомянул, что гармоничная личность обязана работать на благо экономики своего региона, а не уезжать в Москву, Санкт-Петербург и другие города и страны. Да, кто-то все равно уедет, но мы должны предпринять максимум усилий для того, чтобы оставить их здесь. Для этого нужно показывать молодым людям, что в родном регионе они могут многое получить для своего развития и комфортного проживания. И нижегородский кампус Вышки делает для этого все возможное.

Каким я вижу будущее кампуса? Это настоящий университет будущего. С цифровой начинкой и человеческим лицом. Место силы и возможностей для каждого в отдельности и для укрепления и развития научных школ в целом. Центр современной науки и культуры, бережно хранящий базовые университетские ценности и опирающийся на них. Университет, который формирует человека думающего, наделенного гражданской и социальной ответственностью, разделяющего ценности непрерывного образования.

В ближайшей перспективе основные направления нашего развития определяются вызовами, стоящими перед страной и обществом в целом, в том числе решение задач по стабилизации экономики и выход на новые рынки.

Прежде всего на это мы будем опираться, принимая решение об изменении и расширении портфеля наших образовательных программ. Несомненно, что во главе угла будут программы, обеспечивающие в любой предметной области компетенции по работе с большими данными (уже сейчас все наши программы включают в себя такие курсы в рамках проекта «Data culture», которые преподаются действующими исследователями и выдающимися практиками).

 Мы продолжим вкладываться в развитие междисциплинарности на всех уровнях и укрепление позиций университета в международном образовательном пространстве. Наш кампус уже движется в выбранном направлении, но надо двигаться еще быстрее, обгоняя время.

           

СПРАВКА. А. А. Бляхман родилась в 1979 г. в Горьком. По окончании средней школы № 40 поступила в НГТУ им. Р. Е. Алексеева, окончила факультет информационных систем и технологий по специальности «Прикладная математика и информатика». Работала в ГК «Сенди», с 2002 г. по совместительству преподавала математику в НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. В штате Вышки с 2004 г. Работала заместителем декана, деканом, заместителем директора по учебной работе. В 2009 г. защитила кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете по теме «Оценка социально-экономического потенциала региона». К выполнению обязанностей директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород приступила в июне 2019 г. Увлечения: чтение, театр, классическая музыка.

Интервью опубликовано в журнале "ПОИСК-НН" 10.2019г.