«Сухая игла» вместо пера: нижегородские студенты создали литературные сюжеты в графике
Сухая игла вместо ручки и карандаша, вместо привычных парт – офортный станок: в галерее «Ардженто» прошло занятие профессора Валерия Зусмана по интермедиальной компаративистике, посвященное взаимодействию разных видов искусства. Свои впечатления и рассуждения о сюжетах, выполненных в печатной графике, студенты позднее изложат в эссе.
Студентам были предложены на выбор шаблоны композиций по самым разным литературным сюжетам – от Евгения Онегина до Гарри Поттера. Под руководством художников Николая Власова и Екатерины Глазуновой ребята вырезали эскизы на прозрачном пластике, ставшем для них офортной доской. После этого изображения были напечатаны на офортном станке.
«Когда я планировал это занятие, подумал, что будет здорово выйти из аудитории, оторваться от стандартных форм. Новизна ради новизны - само по себе пустое. Но когда с этим соединяются смыслы, которые мы изучаем на компаративистике, – тогда это становится правильным, - поделился Валерий Григорьевич. - Меня интересовал анализ литературной истории, запечатленной в рисунке, - переход литературного сюжета в гравюру, выполненный руками студентов».
Вышка отличается нацеленностью на проектное обучение в сочетании с мощной фундаментальной основой. Именно поэтому такие уникальные курсы, как «компаративистика» и «метакомпаративистика» Валерия Зусмана проводятся в открытых культурных пространствах, где студенты могут создать микро-проекты своими руками.
Директор галереи «Ардженто», фотохудожник Леонид Гройсман отметил, что печатная графика, в свое время ставшая неким мостиком от знатных почитателей изобразительного искусства к самым широким слоям, вновь становится элитарным видом искусства:
- В нашу эпоху общества потребления произошло удивительное событие. Печатной графикой вновь занимаются ради идеи, а не ради денег. Это трудоемкое занятие требует ясного мышления и определенной зрелости. В нем творческое начало и ремесло становятся взаимосвязанными и не могут друг без друга существовать.
Это здорово, что в наше сумасшедшее время существуют такие занятия, которые связывают студентов с искусством и ремеслом такого далекого прошлого. Ребята смогли творить в технике, которая выполняется так же, как и 500-600 лет назад.
Ребята оказались в восторге от занятия и единогласно согласились оформить выставкой своих работ одну из аудиторий Вышки.
- На таком уникальном занятии я впервые. Месяц назад Валерий Григорьевич приглашал нас на выставку Инессы Рахмановой. Нам демонстрировали, как проходит работа в подобной технике линогравюры. А сегодня я познакомилась с техникой сухой иглы. Но одно дело - слышать про эту технику, и совсем другое – творить в ней своими руками. Ты видишь не просто готовую картину, а понимаешь процесс ее создания, проходишь все этапы. И хоть в школе у меня не было явных способностей к рисованию, сегодня я поняла, что с такими наставниками и в кругу моих однокурсников, которые пробуют творить вместе с тобой, все становится возможным.
Лада Зотова, студентка 3 курса факультета гуманитарных наук
- Я почувствовала себя причастной к акту творчества, испытала детский восторг. Когда мы покрывали свои работы чернилами, то чувствовали себя настоящими художниками. Почаще бы такие пары проводились! Мой сюжет был связан с моим любимым произведением - «Алиса в стране чудес». Думаю, что писать эссе по этому материалу я буду с удовольствием. Столько эмоций уже пережито, что скорее хочется перенести эти мысли на бумагу.
Екатерина Микуляева, студентка 3 курса факультета гуманитарных наук
- Это и предмет довольно необычный, и формат неожиданный. Своего рода «метапара». Для меня это было интересно в особенности потому, что рисовать я никогда не умел. Вспоминается детство, когда мы переводили через копирку, – срисовывали комиксы и никому их почему-то не показывали. А тут мне уже хочется показать свое творение на выставке.
Игорь Железняков, студент 3 курса факультета гуманитарных наук