Творчество как проект: как стать успешным сетевым автором
Быть успешным и знаменитым сегодня хочет каждый – сетевая литература становится маркетинговым проектом, который ориентирован на потребности и ожидания читателей. И неважно, что топовые сетевые авторы, как правило, скрывают свое настоящее имя – анонимность дает больше простора для творчества, а для поклонников факт общения с автором важнее, чем его паспортные данные. Об особенностях сетевой литературы, жанрах most popular и критериях успеха модного сетевого писателя – в интервью с приглашенным преподавателем магистерской программы «Литература и медиа» Татьяной Шибаевой.
Татьяна Шибаева (сетевое имя не раскрывается) – филолог, автор нашумевших сетевых романов в жанре фэнтези, обладатель сетевых премий и читательских наград. Слагаемыми успеха своих литературных произведений Татьяна называет высшее филологическое образование, любовь к фэнтези и страстное увлечение компьютерными играми.
В качестве основы для своих персонажей Татьяна использует черты реальных людей из своего окружения, которых наделяет магической силой или ставит перед моральным выбором на грани выживания.
- Татьяна, почему ваши герои всегда действуют в экстремальных условиях?
- Читатели приходят к сетевой литературе за эмоциями, которых не хватает им в жизни. Те, кто читают массовую литературу, не обращаются к высокому искусству – театру, опере, - но им тоже нужен катарсис. Поэтому в сетевом романе все эмоции - любовные сцены, описания битв, взаимоотношения героев, - должны быть немного «на грани», чтобы зацепить читателя.
В конце 90-х было много споров о том, что представляет собой «сетевая литература» как явление - есть ли у него будущее, больше в нем хорошего или плохого, самостоятельный ли это вид искусства или литературная игра? Сегодня мы видим, что этот цифровой литературный мир развивается, обогащается новыми жанрами и приобретает все большую популярность. Но для того, чтобы стать в нем заметным, герои и события должны быть более выпуклыми.
– В чем, по Вашему мнению, основное отличие сетевого произведения от бумажной книги?
– В сетевой литературе у автора несколько иная роль и больше возможностей. Для сетевого романа характерно дробление на части, интерактив с читателем, возможность большей анонимности. Очень часто он так и остается скрытым за своим псевдонимом, но это не мешает тесному контакту с читателями.
У сетевого автора нет задачи выложить свой текст сразу целиком: от завязки до хеппи энда. Мы пишем и публикуем эпизодами или главами (продами). Это напоминает принцип телевизионного сериала. Проды представляют собой законченные сцены, которые привязаны к основному сюжетному действию. Каждая прода должна зацепить, заинтересовать… Примерный срок публикования книги от 2 -х месяцев до полугода, и все это время нужно держать внимание и интерес читателя, чтобы у него было желание вновь и вновь возвращаться к книге.
– Может ваш читатель стать соавтором?
– Да, конечно! Читатели обычно активно комментируют каждый эпизод и автор может воспользоваться их советами, предложениями, отреагировать на критику, если у автора есть такое желание. Иногда читательская фантазия бывает покруче авторской.
Есть еще один вид взаимодействия с читателями в сетевой литературе: прямой диалог. Появился даже такой тип романа – интерактивный. Автор может спросить, куда, например, поедет главная героиня. И от выбора большинства читателей будет зависеть дальнейшее развитие событий.
На этом диалоге, на этой быстрой обратной связи часто и выстраивается повествование. Но нужно соблюдать баланс: если автор слишком идет на поводу у читательского мнения, то книга может потерять авторский стиль.
- Есть ли обобщенный портрет читателя сетевой литературы? Или каждый жанр находит своего поклонника?
- Женщины, как правило, предпочитают современный любовный роман с поверхностным легким сюжетом (18+) и романтическое фэнтези (16+) – любовную мелодраму в интерьерах фэнтези. К мужским жанрам можно отнести ЛитРПГ – это компьютерная игра, перенесенная в книгу. Здесь не так важна детализация технологий будущего, сколько принципы построения игрового мира, в который попадает герой.
– Если успех классической книги измеряется количеством проданных экземпляров, то чем измерить успех сетевого писателя?
– Сетевая литература – это маркетинговый проект. Если он успешен, значит, правильно были выстроены две составляющие: взаимодействие с читателями и продвижение книги.
Да, автор продвигает себя самостоятельно через соцсети и рекламу. И это касается не только сетевой литературы, но и печатной. Издательства сейчас продвижением автора почти не занимаются. Они выходят в сеть, смотрят, оценивают и заключают контракты с теми, кто уже сформировал свою читательскую аудиторию. А успех писателя в сети легко измерить тем же числом отслеживающих его читателей и количеством проданных электронных книг, если автор коммерческий.
О программе:
Программа «Литература и медиа» готовит филологов для работы в издательских и интернет-проектах, цифровых медиа, мультимедийных, рекламных и PR-агентствах, - это «филология будущего».