Победа в «Высшем пилотаже»: от мифологии к математике
Путь в математическую науку через распутывание узлов – ученица 9 класса из Нижнего Новгорода Маша Млодик стала бронзовым призером федерального конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Свое исследование по математике «Развязать Гордиев узел» Маша выполнила под руководством доктора физико-математических наук О.В. Починки.
Согласно древнегреческой мифологии, фригийский царь Гордий завязал такой сложный узел, что никто не смог его распутать. А великий полководец Александр Македонский просто разрубил его мечом и впоследствии исполнил предсказание оракула – стал властителем всей Азии. Современным математикам также интересно поломать голову над теорией узлов. Исследовательская работа ученицы 9 класса лицея № 40 с углубленным изучением физики и математики из Нижнего Новгорода Маши Млодик «Развязать Гордиев узел» получила призовое третье место на федеральном конкурсе «Высший пилотаж».
Научный руководитель в исследовательской работе, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией топологических методов в динамике в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ Ольга Витальевна Починка с удовольствием отмечает широкий кругозор, интересные решения и упорство в проведенном исследовании: «Понимание нетривиальных топологических фактов потребовало от Маши незаурядного воображения и сообразительности. Несмотря на достаточно простую формулировку и наглядность задачи, теоретическая основа материала была весьма непростой и потребовала использования широкого спектра знаний, далеко выходящего за пределы школьной программы».
Идея работы «Развязать Гордиев узел» состояла в ознакомлении с теорией узлов на примере развязывания гордиева узла Хакена. Элемент самостоятельного исследования состоял в нахождении последовательности движений Рейдемейстера посредством применения теоремы Хакена о развязывании узлов.
- Маша, тема твоего проекта звучит мифологически – «Развязать Гордиев узел» и посвящена сложной области математических знаний – теории узлов. Чем она тебя заинтересовала?
- Я участвовала в Осенней математической школе Высшей школы экономики. Ольга Витальевна вела проект с темой по теории узлов. Этой темы нет в школьной программе. А я заинтересовалась. Мне хотелось применить знания по любимому предмету не к абстрактным уравнениям с синусами и косинусами, а к чему-то понятному, повседневному. Теория узлов предлагает распутывание любого узла (если конечно, такое возможно), что полезно в нашей жизни. К примеру, когда мы вдеваем в петельку свободный конец веревки, то получается новое пересечение. Если немного упростить, то задача теории узлов заключается в уменьшении числа пересечений.
- Понятно, что душа лежит к точным наукам. А чем еще увлекаешься кроме математики?
- Дома все любят точные науки, не только математику, но и физику, астрономию. И для меня математика – самый любимый предмет в школе. Она мне нравится с детства. Когда я ей занимаюсь, то так увлекаюсь, что почти не замечаю, насколько сложной она может становиться. А еще я люблю историю. Мне хочется узнать больше о нашем прошлом. Мне интересно находить в нем закономерности, повторы различных исторических событий.
- На каких ученых тебе хотелось бы равняться в своих исследованиях?
- Мне близка Мария Кюри, первая женщина — Нобелевский лауреат. А тем примером, на который я хочу равняться в математике, для меня мой научный руководитель, Ольга Витальевна Починка. Она бесконечно много знает и может всё очень понятно объяснить.
- В этом году ты стала призером конкурса НИУ ВШЭ «Высший пилотаж». В каких конкурсах ты еще принимала участие?
- «Высший пилотаж» – первый конкурс исследовательских работ, в котором я принимала участие. Для меня было важно получить опыт в новой сфере и приобрести более глубокие знания по интересной теме. Мне понравилось быть призером, это приятно!
Дополнения по конкурсу "Высший пилотаж":
Заключительный этап конкурса «Высший пилотаж» будет проведен в онлайн-формате в период с 14 по 18 апреля по направлениям конкурса в соответствии с расписанием.
Расписание заключительного этапа и инструкция по онлайн-участию будут размещены в начале апреля. Следите за обновлением на сайте.
Списки участников, прошедших на заключительный этап будут опубликованы на странице конкурса не позднее 27 марта.
Информация касается направлений: бизнес-информатика, востоковедение, дизайн, культурология, лингвистика, медиакоммуникации, международные отношения, право, предпринимательство, психология, реклама и связи с общественностью, социология, технические и инженерные науки, управление в государстве и бизнесе, урбанистика: городское планирование, филология, философия, экономика.