Long life learning: движение вверх
"Нет уже той "узкой колеи", которую задавала советская система образования. Наши образовательные программы уже не первый год дают возможность менять направление в процессе обучения".
Сегодня гибкость и адаптивность к постоянным изменениям внешней среды — не просто важнейшие конкурентные преимущества и бизнеса, и специалистов, но и в принципе залог выживания. «Коронавирусный карантин» для многих вузов стал шоком, но в Высшей школе экономики его сочли дополнительным стимулом для развития онлайн-образования. Вышка предложила другим вузам использовать свою платформу и наработанный опыт для организации дистанционного обучения студентов, — рассказала DK.RU директор нижегородского кампуса НИУ ВШЭ Анна Бляхман.
Стремление постоянно узнавать что-то новое — это сегодня одна из отличительных черт успешного человека. Перед вузами стоит серьезная задача — удовлетворять эту жажду знаний, опережая потребность людей в информации. Обучение становится непрерывным и приобретает самые разнообразные формы: от очных образовательных программ до дистанционных онлайн-курсов.
Мы беседуем с Анной Бляхман о концепции Long Life Learning и возможностях, которые открывают вузы для студентов любого возраста. Ожидания от вуза у абитуриентов и их родителей с каждым годом постепенно меняются, — отмечает она. Меняются мотивы, критерии, выбор становится более осознанным.
«Не надо давить на ребенка»
«У нас в законе об образовании сказано, что родители являются участниками образовательного процесса. Это значит, что каждая сторона понимает свои задачи и ответственность. Основной вопрос выбора состоит не в том, где и чему учиться. Главное — зачем», — отмечает директор нижегородской Вышки.
Как вы считаете, кто должен направлять ребенка, куда ему пойти учиться?
— Вопрос, на самом деле, очень глубокий и непростой. Если отвечать на него односложно, то считаю, что родители не должны давить на ребенка.
Около 10 лет назад нам стало совершенно очевидно, что дети, которые приходят на первый курс, свой выбор делают не вполне осознанно. Отсутствие понимания, «зачем», становится первым звеном в цепочке проблем: они сложно социализируются после школы в университетской среде, им становится скучно учиться, они не находят в себе мотивации. У преподавателей вообще весь первый год уходит просто на адаптацию! И нам стало понятно: недостаточно взаимодействия с выпускниками на уровне «дня открытых дверей» — чтобы они просто пришли, подали документы и поступили. Нужно приходить в школы значительно раньше и строить работу совершенно по-другому. Мы должны научить детей принимать осознанные решения и отвечать за свой выбор. Так в 2013 г. родился проект «Smart-классы», который продолжается и сегодня.
Это был такой социальный эксперимент. Мы выбрали две самые обычные школы в Нижнем Новгороде и начали работать с десятиклассниками, «включив» их в жизнь вуза. У них появились «университетские дни», работа по проектам, индивидуальные учебные планы.
Принципиальным было не количество выпускников, которые направятся к нам после школы. Важнее было увидеть, как меняются дети, если им предложить другой подход к образованию и другую среду. Абсолютное большинство тех, кто учится в SMART-классах, очень неплохо сдают ЕГЭ, они поступают к нам или в другие вузы, или даже — о, ужас! — принимают решение совсем не поступать в вуз. Но при этом они точно знают, чем хотят заниматься в жизни.
Каким был главный вывод, который вы сделали по ходу этого проекта?
— Что приходить в девятый-десятый классы тоже уже поздно. Надо начинать еще раньше.
На сегодняшний день у нас есть «Академия младших школьников» — образовательные программы для учеников 1-7 классов. Дисциплин много: это и олимпиадная математика, и углубленная школьная математика, и программирование (Scratch и Python), а также робототехника, экспериментальная физика и даже каллиграфия. Есть «другая школа» «Белая ворона» — увлекательные занятия, которые погружают ребят в возрасте 12-14 лет в атмосферу университета, позволяют подросткам не только получить новые знания и развить кругозор, но и посмотреть на обычные школьные предметы иначе, проявить нестандартное мышление.
Детей, прежде всего, нужно учить учиться, чтобы их выбор после школы был самостоятельным и осознанным.
Современные студенты пытливы и разборчивы
Студенты-миллениалы отличаются и от своих сверстников, и от тех, кто поступал 10-15 лет назад. Они умело используют все возможности для обучения и самообразования, они более пытливы, разборчивы и требовательны к качеству высшего образования.
Молодые люди, которые приходят к вам учиться, — какие они, на ваш взгляд? Действительно ли они «другие»?
— Стоит, наверное, говорить о разных категориях молодых людей, с кем мы работаем в Вышке.
Мы имеем возможность наблюдать за теми, кто пришел к нам несколько лет назад в проект «Академия младших школьников» — сейчас это ученики 5-6 классов, и за выпускниками проекта «Белая ворона», пришедшими к нам в 6-7 классе, — в этом году они на первом курсе. Да, они другие. И я возьму на себя смелость сказать, что именно эти дети отражают результат наших усилий. Они более открытые и одновременно более нацеленные.
Если говорить о студентах в общем, то в основном к нам идут с посылом «мне надо получить высшее образование, и из возможных вариантов я выбрал лучший». И уже здесь, в Вышке, они задают себе вопрос — зачем я учусь и как я это смогу это применить.
Именно поэтому все наши образовательные программы, для всех аудиторий — от школьников до корпоративных клиентов — проектно-ориентированные: максимум опыта и кейсов.
Можно ли назвать такой подход характерным для всей высшей школы? Сомнительно, что кейсы могут изжить из вузов лекции с теорией.
— Мне кажется, что это сейчас в той или иной мере есть везде. В послании Президента Федеральному собранию многократно упоминается проектный подход. Другое дело, как быстро вузы могут на эти рельсы встать и какие человеческие ресурсы у них для этого есть. У ВШЭ наработан значительный опыт организации проектной работы в рамках образовательных программ, и мы готовы им делиться.
Как решается кадровый вопрос: кто готов передавать практические знания, учить других тому, что только-только освоено рынком? И как в таком случае решается вопрос с образовательными стандартами, ведь практики — люди творческие?
— У нас в Вышке работает, с одной стороны, очень много практиков, а с другой — сильный штатный профессорско-преподавательский состав. Стандарты мы соблюдаем строго. Нужно понимать, что не любой человек может быть преподавателем Высшей школы экономики. Те, кто здесь задерживаются, как в статусе практиков, так и в статусе штатных преподавателей, — это особая когорта людей. Они постоянно обновляют квалификацию в своей профессиональной сфере и используют современные цифровые технологии в образовательном процессе. У нас сильная и надежная команда преподавателей, это особые люди, мы ими очень гордимся.
В нашем вузе созданы базовые кафедры ведущих российских предприятий — лидеров отрасли, что обеспечивает практическую составляющую учебного процесса и конкурентоспособность студентов на рынке труда. Сотрудники предприятий участвуют в разработке образовательных программ и курсов, организуют практики и стажировки, курируют исследовательские и дипломные работы студентов.
Организовать работу людей из бизнеса, практиков, исследователей, ученых и преподавателей, сбалансировать в программе фундаментальную подготовку и реальные проекты помогает академический совет.
«Не переучиваться, а делать шаг вперед»
В нашей стране годами складывалась установка на целеустремленное развитие профессиональной карьеры после вуза по единственному пути, выбранному на всю жизнь. Сегодня концепция непрерывного обучения предполагает возможность кардинально сменить профессию в любом возрасте.
Что представляет собой концепция «Long life learning», которая становится одной из главных идей для Вышки, и предусматривает ли она возможность сделать «шаг в сторону»?
— Нет уже той «узкой колеи», которую задавала советская система образования. Наши образовательные программы уже не первый год дают возможность менять направление в процессе обучения. Кроме изучения своей предметной области (например, пусть это будет экономика) студенты получают возможность выбрать майнор — четыре курса по выбору из другой предметной области: управление, работа с данными, филология, юриспруденция — все, что угодно. Во-первых, нужно постоянно развивать способность к познанию. Во-вторых, нужно видеть, как стыкуются одни предметные области с другими. И, в-третьих, это дает возможность попробовать себя в различных областях, не отсекая то, чему ты уже научился.
Использовать образовательные возможности в дополнение к имеющимся знаниям и опыту, а не выбрасывать часть своей жизни как ненужную, — в этом основная идея непрерывного обучения. Можно после окончания консерватории получить дополнительное образование в области управления и создать свой бизнес, связанный с музыкой. Можно на фундаментальной бакалаврской базе по прикладной математике и информатике надстроить два года магистратуры по предпринимательскому мышлению, изучить программы в области инноватики и использовать свои знания на другом уровне.
В моем понимании, «Long life learning» позволяет эффективно применять все имеющиеся знания и с каждым следующим шагом в образовании подниматься на новую ступеньку.
Чем Вышка отвечает на потребность взрослых людей в новых знаниях? Может ли вуз оперативно отреагировать на какие-то вызовы времени и потребности в образовании?
— Прежде всего, вуз — это среда, «хаб» с максимальной концентрацией всех образовательных возможностей. Чтобы комфортно существовать в быстро меняющейся жизни, специалисту, кроме фундаментального погружения в предмет, нужно постоянно быть на пике современного знания. В вузе работают люди, которые смыслом своей жизни видят аккумуляцию современных знаний и работу «на опережение». Они знают, как направить человека в развитии.
Цель каждого современного университета — подготовить специалиста так, чтобы он сам мог видеть на шаг вперед. Но для этого и все системы вуза должны работать на опережение.
Если говорить о конкретных вызовах времени, то можно отметить характерное для ВШЭ использование современных информационных технологий. Развитие онлайн-обучения как часть государственной политики в области образования — одно из стратегических направлений развития университета.
Когда в связи с распространением коронавируса вузы получили рекомендацию перейти на бесконтактный способ обучения, для многих из них этот переход оказался непростым. Никто не ожидал, что онлайн-образование получит такой мощный толчок к развитию. В НИУ ВШЭ процесс оказался вполне спокойным. У нас и до этого дистанционные технологии в процессе обучения широко использовались и студентами, и преподавателями.
Более того, Вышка предложила другим вузам, объявившим карантин, использовать свою платформу для организации дистанционного обучения студентов. На данный момент вузам предлагается 107 дисциплин в онлайн-формате, и более 40 вузов-партнеров обучают на курсах ВШЭ несколько тысяч студентов.
От бакалавра до MBA
Развитие компетенций и дополнительных навыков, в том числе управленческих, важно для бизнеса. Специалисты, работающие вне организаций, еще больше заинтересованы в повышении собственной квалификации. Рост числа самозанятых людей — еще один стимул для развития непрерывного образования.
Что вуз может предложить предпринимателям и крупному бизнесу?
— Вуз дает предпринимателю возможность посмотреть на бизнес шире и одновременно глубже. Преподаватели нашей Бизнес-школы – это сертифицированные бизнес-тренеры и практикующие специалисты российских и зарубежных компаний с опытом из разных отраслей: IT, строительной и банковской сферы, автомобильной отрасли, правового консалтинга.
Однако наши слушатели учатся не только у преподавателей. Состав студентов Бизнес-школы, особенно на программах MBA — это топ-менеджеры и собственники бизнесов, которые делятся собственным опытом в области управления персоналом, менеджмента организаций, экономики и финансов. Обмен знаниями, эта синергия, дает почву для интересных идей, для решения задач, которые сложно найти самому.
Также мы приглашаем на занятия выпускников программы MBA, которые закончили обучение 6-7 лет назад, поэтому нетворкинг существует не только внутри групп, но и между всеми выпускниками Вышки.
Мы оказываем консалтинговые услуги и разрабатываем уникальные решения, направленные на решение самых разных задач заказчика – образовательных, управленческих, производственных, технологических. И порой в решении задач бизнеса помогают наши студенты, для которых бизнес-задача — это очередной учебный кейс. Студенческие решения, их нестандартный подход и интеллектуальные ресурсы оказываются настоящим кладом, способным дать новый импульс для развития бизнеса.
Университет — это среда, которая помогает развиваться и меняет сознание.
Текст: Анастасия Головенко
Фото: Кира Мишина
DK.ru