• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Сетевой революции" в России не будет

Комментарий заместителя директора НИУ ВШЭ - Нижний Новгород по развитию и управлению Наталии Анатольевны Климовой для портала "Новый Нижний"

Право граждан на протестные  выступления – непременный атрибут демократического государства.
Россия – страна с богатой историей, но демократический путь развития выбран россиянами совсем недавно. Наша демократия по историческим меркам очень молода, в России не сложились окончательно институты гражданского общества – ещё один непременный атрибут государства с демократической системой. Именно благодаря этим институтам в развитых странах обеспечивается эффективный двусторонний диалог населения с властью. Если же такие институты слабо развиты или работают неэффективно, неизбежны массовые выступления протеста.
Что заставляет людей выходить на улицы по всему миру? Абсолютно разные причины – от конфессиональных и социально-политических до бытовых. Следует, конечно, отличать действительно инициированные большинством граждан массовые акции протеста от искусственно спланированных и организованных беспорядков. К последним можно отнести так называемые «сетевые революции», когда часть молодежи, недовольная своим положением в обществе, организуется с помощью социальных сетей для массовых выступлений, призванных раскачать ситуацию в стране.
В арабских странах, по которым в 2011 году прокатилась волна «сетевых революций», не было четко оформленной оппозиции правящим режимам. Массовые выступления молодежи, закончившиеся свержением действующей власти, первоначально имели характер своего рода флеш-мобов. Однако, получив значительную поддержку мировых СМИ, они вылились в настоящие революции. Совершенно очевидно, что без поддержки извне революции в Египте и Ливии не состоялись бы. В глобальном мире ничего не бывает просто так, передел власти в богатых ресурсами странах Арабского мира крайне выгоден крупным экономическим державам и их активное участие в организации «сетевых революций» несомненно. «Американское правительство тайно поддерживало ведущие фигуры, стоящие за нынешним восстанием в Египте, которые на протяжении по крайней мере последних трех лет планировали смену режима», - сообщает авторитетная The Daily Telegraph.
Возможно ли такое в России? Гипотетически – да. Достаточно вспомнить события на Манежной площади, когда активистам несистемной оппозиции удалось при помощи социальных сетей собрать в одном месте тысячи протестующих. Но массовый характер это выступление не приобрело, потому что большинство российской молодежи не разделяет лозунгов тех, кто собрался на Манежной.
Для зарождения социального протеста необходимы, в первую очередь, располагающая к протестным действиям обстановка в стране или регионе, социальная группа, объединенная общими идеями и лидеры, которые координируют выступление. Образно выражаясь, для разжигания «пламени протеста» необходимы дрова, спички и люди, у которых получится совместить первое со вторым.
Лидеры есть у любого, самого стихийного протестного движения. Сама по себе толпа не может координировать действия собравшихся, в ней всегда есть человек или группа людей, которые высказывают актуальные предложения, подхватываемые большинством.
Иногда – «сетевые революции» яркий тому пример – большинство лидеров движения массового протеста сами не осознают своей лидерской роли. Несколько протестующих, обладая природным талантом организаторов, вдруг оказываются на гребне волны выступления. Толпа верит им больше, чем профессиональным оппозиционерам, чей облик в сознании большинства дискредитирован прошлыми неудачными событиями. Такими «случайными» лидерами сразу начинают манипулировать различные политические силы, в том числе иностранные, как это было в Ливии.
Что касается различий процесса согласования протестных мероприятий в России и других странах, то они не так значительны, как кажется. В большинстве случаев на Западе инициативная группа граждан, желающая провести массовую акцию, уведомляет об этом муниципалитет, а муниципальные власти согласовывают место проведения митинга или шествия. Тот же порядок и в нашей стране. Протестные мероприятия согласовываются на муниципальном уровне, муниципалитет назначает место проведения акции. И только когда люди проводят манифестацию без предупреждения властей или не там, где им разрешили, их могут подвергнуть наказанию в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Резюмируя, отмечу крайне невысокую вероятность возникновения в России предреволюционной ситуации. В нашей стране отсутствует социальный слой, заинтересованный в революционных преобразованиях. Из истории мы помним, что движущей силой большинства революций была молодежь. Так было в России в 1917-м, так было в Египте в 2011-м. Сейчас процент молодежи в российском обществе невелик, в отличие от того же Египта. Уже это делает систему более устойчивой к любого рода протестным выступлениям.


"Новый Нижний"