Кирилл Райков: "Чувствую себя немного магом"
"Отчет, на который бухгалтер затрачивал полный рабочий день, теперь занимает несколько секунд, а я чувствую себя немного магом", - студент 3 курса бакалавриата "Экономика" Кирилл Райков рассказал, как знания экономики и бизнес-информатики позволили выбрать индивидуальную карьерную траекторию, а стажировка в компании "Ростелеком" стала шагом к официальному трудоустройству.
В феврале 2020 г. в нижегородской Вышке прошел мастер-класс по электронному документообороту и цифровой бухгалтерии от ПАО «Ростелеком» - главный методолог Центра учета и отчетности «Нижний Новгород» провел обучающее занятие для бакалавров образовательной программы «Экономика» о современном состоянии бухучета и новых элементах его цифровизации.
- Я сразу сказал, что готов предложить заинтересованным студентам стажировку в компании с перспективой трудоустройства, - отметил в беседе Алексей Шурыгин. Но Кирилла заинтересовали не бухучет и транзакции, а автоматизация в стыке с учетом и различными бизнес-процессами.
- Я учусь по профилю "Учет, налогообложение, анализ и аудит", но наравне с экономикой меня всегда увлекало программирование, - Кирилл рассказал, что начал изучать Python еще в лагере iВышка и с тех пор прикидывал, как увлечение программированием можно применить к экономической теории. – К 3 курсу у меня был ИУП (индивидуальный учебный план), который помимо дисциплин моего профиля включал учебные курсы по бизнес-информатике, а также к этому времени я прошел стажировку в Сбербанке.
На мастер-классе по цифровой бухгалтерии я подумал, что именно в аналитике смогу применить свои навыки, и решился проявить инициативу.
В Центре учета и отчетности его знания Python и других языков были высоко оценены, и Кирилл был принят на оплачиваемую стажировку на пилотный проект – автоматизацию одного из бизнес-процессов учетной системы.
- Мы не ставили Кириллу никаких жестких рамок по языкам программирования, - отмечает Алексей Шурыгин. – Мы познакомили его с текущей ситуацией и поставили задачу по оптимизации. Способ решения Кирилл выбирал сам.
- Чтобы сформировать ежемесячный сводный отчет и отправить в налоговый департамент, нужно было выгружать информацию в ручном режиме из разных источников. Раньше бухгалтер тратил на это полный рабочий день. Мне поставили задачу упростить и автоматизировать этот процесс, чтобы уменьшить время на его выполнение и исключить ошибки, - комментирует Кирилл.
Основных сложностей для Кирилла было две: новая сфера деятельности и отсутствие заданного алгоритма применения языка программирования в рамках исполнения Технического задания.
Я для себя решил, что это творческое задание, к которому я должен сам подобрать ключ. В итоге написал скрипт, который полностью отвечал поставленной задаче. Работа была принята.
Одним из критериев успешного сотрудничества Кирилл считает коммуникацию с заказчиком – в данном случае внутренним заказчиком выступал бухгалтер центра учета и отчетности. Алексей Шурыгин отмечает, что в ходе стажировки оценивался не только результат исполнения задачи, но и другие не менее значимые факторы:
- скорость обратной связи
- самостоятельность и гибкость решений
- коммуникативные навыки
- инициативность
- Мне подробно объяснили процессы внутри учетной системы, касающиеся моей задачи. Но для того, чтобы в написанном мною отчете данные считывались корректно, нужно было написать пользовательскую инструкцию по вводу данных в исходные файлы, отвечающую требованиям юзабилити. Составленная мной инструкция помогла внедрить нововведения легко и оперативно.
По итогам стажировки студенту предложили должность ведущего аналитика – теперь Кириллу предстоит самостоятельно анализировать бизнес-процессы внутри учетной системы, выявлять недостатки и находить пути их решения, используя знания бухучета и языков программирования.