• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У России есть уникальный шанс добиться лидерства на мировом рынке креатива

26 октября в нижегородской Вышке состоялась очередная лекция из цикла проблемно-тематического курса «Духовно-нравственное развитие личности в условиях формирования новой образовательной среды». Перед специалистами органов управления образованием, руководителями методических объединений предметников и учителями с лекцией «Формирование достиженческой мотивации и побуждение к творчеству: проблемы и решения» выступил ординарный профессор ВШЭ, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, профессор кафедры управления человеческими ресурсами исключительно интересный человек Сергей Ростиславович Филонович. 

26 октября в нижегородской Вышке состоялась очередная лекция из цикла проблемно-тематического курса «Духовно-нравственное развитие личности в условиях формирования новой образовательной среды». Перед специалистами органов управления образованием, руководителями методических объединений предметников и учителями с лекцией «Формирование достиженческой мотивации и побуждение к творчеству: проблемы и решения» выступил ординарный профессор ВШЭ, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, профессор кафедры управления человеческими ресурсами исключительно интересный человек Сергей Ростиславович Филонович. 

Одна из глобальных проблем российского общества – традиционно низкий уровень достиженческой мотивации. Трудно иметь дело с людьми, которых всё устраивает и которые ничего не хотят. Особенно ярко эта проблема нашей действительности проявляется в связи с попыткой России найти свое место в  постидустриальном обществе, где на первый план выходит так называемый «креативный класс», люди, способные к созданию нового в самом широком смысле этого слова.

У России сейчас есть уникальный шанс преуспеть на мировом рынке креатива, но любая кративность – это стремление к достижению, а значит всё та же достиженческая мотивация, которой нашим соотечественникам не хватает. 

На примере Стива Джобса ученый объяснил, как творческий человек может не просто оставить свой след в истории, но и без преувеличения изменить мир.  «Творчество – это созидательное разрушение. Ведь изобретение нового сопряжено с отрицанием строго и нужно обладать значительным мужеством, чтобы преодолеть страх оказаться при этом непонятым», - отметил ординарный профессор. 

Что касается успеха в почти любой деятельности, его секрет сводится к простому «правилу 10 000 часов» – человек  не может  назвать себя выдающимся, если он не посвятил своему делу это количество времени. Но просто упорно трудиться мало - для стремления к успеху нашей молодежи необходимо найти положительный пример для подражания и хоть раз в жизни испытать чувство удовлетворения от создания нового. Это чувство человек не забудет и будет стараться воспроизвести снова и снова.

 

После окончания лекции Сергей Ростиславович любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.

- Термин «творческий человек» у многих ассоциируется с человеком, излишне увлеченным некой идеей; мечтателем, который зачастую не представляет, как эту идею можно реализовать. Что бы Вы посоветовали таким людям, чтобы перенести свою деятельность из области идей в область реальной практики?

- Таким людям нужно набраться мужества, настойчивости и терпения. Очень легко рассуждать о невозможности реализовать ту или иную идею, но при этом возникает закономерный вопрос: «А вы пробовали?» Не стоит отчаиваться, если успех не пришел сразу. Согласно научным исследованиям, всех талантливых людей можно подразделить на две категории: концептуальные таланты и таланты-экспериментаторы. Если первые сразу достигают многого, то вторым нужно время, чтобы раскрыться. Кто знает – может вы и есть талант-экспериментатор? Нужно просто рискнуть, попробовать претворить свою идею в жизнь.  

- Как вы считаете, в чем уникальность отечественных креативщиков и есть ли она вообще?

- Я не считаю, что наших творческих людей креативные идеи посещают чаще или реже, чем их коллег в других странах. Что касается успеха многих наших креативщиков при работе на Западе, то их успех кроется в отсутствии стереотипов, свойственных западному обществу. В данном случае отсутствие опыта работы в той или иной стране является позитивным фактором, позволяющим смотреть на вещи свежим взглядом. 

- В качестве положительного примера достиженческой мотивации в Соединенных Штатах Америки Вы привели Стива Джобса. А кого из наших соотечественников можно считать примером такого рода?

- Например, Дмитрий Борисович Зимин, который всю жизнь работал на оборонку, а в возрасте 60 лет сумел коренным образом изменить свою жизнь, основав одну из самых успешных компаний современной России. Или Давид Ян, чья компания успешно конкурирует с крупнейшими мировыми брендами, а вы понимаете, как это сложно. 

- Сможет ли Россия стать мировым лидером креатива? И если сможет, то как скоро?

-   Думаю, сможет. Но прежде поколение людей, воспитанных на принципах формализованной советской системы, должно смениться новым поколением. Как только представители нового поколения займут ключевые посты в обществе, россияне смогут в полной мере реализовать свой творческий потенциал.