Воспитывать элиту нужно сейчас
Выступлением заместителя научного руководителя Высшей школы экономики, ординарного профессора Л.Л.Любимова и вручением сертификатов слушателям завершился цикл лекций проблемно-тематического курса «Духовно-нравственное развитие личности в условиях формирования новой образовательной среды», организованный Нижегородским университетским округом ВШЭ совместно с Министерством образования Нижегородской области и Департаментом образования города Нижнего Новгорода
18 ноября в Городской администрации Нижнего Новгорода прошла заключительная лекция проблемно-тематического курса «Духовно-нравственное развитие личности в условиях формирования новой образовательной среды», организованного Нижегородским университетским округом ВШЭ совместно с Министерством образования Нижегородской области и Департаментом образования города Нижнего Новгорода. В мероприятии приняли участие директор департамента образования городской администрации И.Б.Тарасова и президент НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Г.А.Якшин.
Университетским округом нижегородской Вышки была проделана огромная работа по организации для педагогов города и области лекций на актуальные темы, читать которые приезжали ученые с мировым именем.
Заключительную лекцию цикла, посвященную проблеме воспитания школьников настоящими гражданами своей страны, прочитал заместитель научного руководителя Высшей школы экономики, ординарный профессор Л.Л.Любимов.
Он отметил, что отсутствие в России гражданского общества обусловлено исторически. В нашей стране, в отличие от Западной Европы, власть монарха была безграничной, а передача культуры от поколения к поколению прерывалась периодическим уничтожением очагов культуры иноземными захватчиками.
Это затрудняло формирование гражданственности в России, а в итоге привело и к научно-техническому отставанию нашей страны от Запада. Отставание пытался преодолеть Петр I, создавая в стране новую элиту, но она так и не смогла стать связующим звеном между властью и людской массой, что привело к столкновению элитарной и народной культур в 1917 году.
Противоречия культур в России не до конца устранены и сейчас. Положение может изменить элита, которой в России пока нет, но которую можно и нужно создать. Воспитывать новую элиту Л.Л.Любимов призвал собравшихся на лекции педагогов. По его мнению, нельзя сделать ребёнка настоящим гражданином, не привив ему чувство патриотизма, как и нельзя сделать ребенка патриотом только при помощи красивых слов. Патриотом является тот, кто не просто любит свою землю, но и прикладывает усилия, чтобы сделать её лучше. Человек, вложивший много сил в свою малую Родину, не захочет её покидать.
Лев Львович отметил, что гражданское чувство в ребенке подавляется отсутствием выбора – когда школьника ограничивают в получении знаний жесткими стандартами. Гражданственность подразумевает самостоятельность выбора и понимание ответственности за совершенные поступки.
Через воспитание школьников, по мнению лектора, педагоги могут воздействовать и на их родителей. Родители не должны забывать, что общение – это главный инструмент развития личности, что учиться вместе с ребенком – не зазорно.
После лекции слушателям, систематически посещавшим лекции цикла, были вручены сертификаты. Собравшиеся выразили желание в будущем продолжить подобный формат общения школьных учителей и университетских преподавателей.
Мы попросили высказать своё мнение о лекции директора департамента образования администрации Нижнего Новгорода Ирину Борисовну Тарасову:
- Тема духовно-нравственного воспитания школьников всегда актуальна для учителя. Ведь педагог обязательно переосмысливает преподаваемые знания, решает – учить детей строго по учебнику или раскрыть материал чуть шире. Очень интересна, на мой взгляд, затронутая в ходе лекции тема работы учителя с родителями учеников.
Одна из слушательниц, единственный в Нижнем Новгороде заместитель директора школы (№102) по духовно-нравственному воспитанию Елена Ивановна Матвеева отметила большую пользу прошедшего цикла лекций для педагогов.
- Мы имели возможность побывать на лекциях интереснейших людей, выдающихся ученых. Конечно, постараемся применять полученные знания на практике, в школе. Духовно-нравственное воспитание детей в наше время – уже не просто вопрос эрудиции, а вопрос безопасности. Ребенок должен иметь представление о традиционных религиях, чтобы, например, не быть вовлеченным в деструктивную секту.