Зачем учить английский? Семинар в Высшей школе экономики
По усредненным данным статистики, около 1,5 миллиардов человек в мире говорит по-английски. Примерно еще миллиард находится в процессе его изучения. А владеют ли языком межнационального общения жители России? И чем грозит «языковая немота» ученым, инженерам, экономистам и сегодняшним школьникам?Эти и другие важные вопросы 21 ноября обсуждали школьные преподаватели иностранного языка на первом семинаре из цикла, организованного Высшей школой экономики в Нижнем Новгороде в поддержку педагогов, готовящих учеников выпускных классов к сдаче ЕГЭ.
По усредненным данным статистики, около 1,5 миллиардов человек в мире говорит по-английски. Примерно еще миллиард находится в процессе его изучения. А владеют ли языком межнационального общения жители России? И чем грозит «языковая немота» ученым, инженерам, экономистам и сегодняшним школьникам? Эти и другие важные вопросы 21 ноября обсуждали школьные преподаватели иностранного языка на первом семинаре из цикла, организованного Высшей школой экономики в Нижнем Новгороде в поддержку педагогов, готовящих учеников выпускных классов к сдаче ЕГЭ.
Встречу открыл директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Олег Рамазанович Козырев. В своем выступлении он пояснил, почему иностранный язык (прежде всего, английский) – один из приоритетных предметов в Высшей школе экономики:
- Университет должен быть вписан в мировое образовательное пространство. Нашим студентам необходимо иметь возможность получать самую свежую и точную информацию о достижениях в изучаемых отраслях науки, а значит - читать зарубежную научную периодику в подлинниках, слушать лекции известных ученых без перевода.
Чтобы выйти на этот уровень, они изучают иностранный язык все четыре года обучения в бакалавриате и в обязательном порядке сдают экзамен на международный сертификат класса TOEFL.
Мысль о том, почему современным специалистам необходимо знание английского языка, продолжил ординарный профессор НИУ ВШЭ Лев Львович Любимов, включившийся в обсуждение из Москвы (в режиме видеоконференции). Он подчеркнул, что построить инновационную, знаниевую экономику в отрыве от мировых идей невозможно. А исправить ситуацию, научить страну говорить по силам только школьным учителям.
Процессам глобализации и роли языка межнационального общения посвятила свою презентацию заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по научной работе Наталья Эдуардовна Гронская. Она напомнила собравшимся основные причины, благодаря которым именно английский язык стал необходимым звеном всеобщей коммуникации.
А целый ряд молодых преподавателей нижегородской Вышки продолжили ее рассказ историями о том, как им лично помогло знание английского – в построении карьеры, налаживании международных контактов, написании научных работ, прохождении зарубежных стажировок…
Кстати, большинство из них повышали уровень владения иностранным языком именно в Высшей школе экономики.
Как строится изучение английского в вузе, рассказала заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по учебной работе Анна Александровна Бляхман. Она познакомила педагогов с основными положениями Концепции преподавания английского языка в НИУ ВШЭ, но заметила, что высоким требованиям, которые предъявляет вуз к студентам, могут соответствовать только ребята, имеющие базовые школьные знания. И со следующего года университет вынужден будет включить сертификат ЕГЭ по иностранному языку в список документов, необходимых для поступления практически на все направления подготовки нижегородской Вышки.
Многих нижегородских школьников это решение вряд ли обрадует. Достаточно сказать, что Приволжский федеральный округ занимает последнее место в списке регионов по доле выпускников, выбирающих ЕГЭ по иностранному языку. С другой стороны, на фоне общего слабого уровня знаний по иностранному языку, и требования к количеству баллов в сертификате ЕГЭ будут не слишком высокими. К тому же, с введением дополнительного испытания, конкурс на самые престижные направления нижегородской Вышки снизится, и шансов на поступление будет очевидно больше.
Анна Александровна предложила школьным педагогам обсудить этот вопрос со своими учениками, в первую очередь – с одиннадцатиклассниками. Хотя эта тема актуальна для всех школьников, ЕГЭ по иностранному языку рано или поздно перейдет в разряд обязательных экзаменов.
В финале встречи сотрудники Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде предложили учителям школ консультационную помощь по подготовке учеников к сдаче ЕГЭ и предоставили свободный доступ к богатейшим библиотечным ресурсам НИУ ВШЭ. А также пригласили на следующий семинар, который состоится 12 декабря и будет посвящен конкретным методическим проблемам.
Подготовлено отделом по связям с общественностью