• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лидерская смена-2011

Лидерская смена – это, ребята, взрослая жизнь в концентрированном виде. Без преувеличений и лишнего пафоса. Здесь нет времени, чтобы раскачаться, собраться, сосредоточиться… Типичный день в лагере «Березка», что под г. Саров, длится минимум 17 часов. Он начинается с зарядки, после этого завтрак, затем два мастер-класса по 180 минут с перерывом на обед. Далее – подготовка творческих номеров на вечерний концерт. В промежутках нужно решить пару менеджерских кейсов, подготовить концепцию студенческого СМИ или пройти веревочный курс. После 21.00 – выступление, а затем еще необходимо подготовить к выпуску свежий выпуск «лидерского вестника».

«Так, ты поедешь в лидерскую смену?» - звонок утром. «А что это? А зачем?»  - «У тебя есть пять минут на размышление!». Хотите превратить полусонного недоумевающего студента в мотивированного лидера студенческого самоуправления? Нет ничего проще, надо лишь поставить ему жесткий deadline, а затем бросить в гущу событий, в невообразимый микс, который подготовили организаторы смены «Мы – новое поколение XXI».

 Лидерская смена – это, ребята, взрослая жизнь в концентрированном виде. Без преувеличений и лишнего пафоса. Здесь нет времени, чтобы раскачаться, собраться, сосредоточиться… Словом, ни организаторы, ни участники слышать не желают этих «сопливых» глаголов. Типичный день в лагере «Березка», что под г. Саров, длится минимум 17 часов. Он начинается с зарядки (sic!), после этого завтрак, затем два мастер-класса по 180 минут с перерывом на обед. Далее – подготовка творческих номеров на вечерний концерт. В промежутках нужно решить пару менеджерских кейсов, подготовить концепцию студенческого СМИ или пройти веревочный курс. После 21.00 – выступление, а затем еще необходимо подготовить к выпуску свежий выпуск «лидерского вестника».

 Объяснение такого контрастного наполнения программы очень простое.  Современный человек в условиях, когда объем информации удваивается каждый три года, должен быть гибким, приспосабливаемым и разносторонним. Жизнь – это не прямая железнодорожная колея, а петляющий серпантин, поэтому нужно уметь мобилизоваться в любой ситуации.

Возможностей для этого в рамках лидерской смены было предостаточно. Условно всю программу можно разделить на три блока, три кита: образовательный, креативный и спортивный. Уделим внимание каждому из них.

 Первый кит: «Не отпускайте человека, пока у него есть чему учиться».

Как ни парадоксально, научить человека чему-либо практически невозможно, но он в силах научить себя сам. Преподаватель – это не транслятор информации, а тот, кто способен побудить ученика добыть и усвоить эту информацию самостоятельно. Тактика обучения в Высшей школе экономики базируется на этих постулатах, поэтому принципы работы тренеров и ведущих мастер-классов в рамках лидерской смены не показались странными.

Мастер-классы были очень разнообразными: мы научились разрабатывать социальные проекты, узнали о вариантах структурирования органов ССУ, получили навыки управления в рамках системы SMART, выяснили, как добиться понимания от человека с иным принципом восприятия действительности.

Среди тренеров были как организаторы лидерской смены (среди которых были и взрослые люди, и студенты), так и приглашенные тренеры. Среди них были Артем Ефимов,председатель студенческого совета финансового факультета ННГУ; Анна Шолина, директор ООО «Необыкновенная динамика»; Петр Кудасов,выпускник-магистр НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, а ныне успешный предприниматель.

 Второй кит: «Пусть Вы не умеете танцевать, пусть Вы ошибаетесь. Главное – делать это с кайфом».

Фраза в подзаголовке, в принципе, подходит к любому виду креативной деятельности, которая занимала наши умы. Будь то прохождение квестов на территории лагеря, анализ философской сказки и подготовка спектакля по ее мотивам, подготовка в авральные сроки номера молодежного СМИ (35 минут – и готово!) или постановка танцевального номера для вечера знакомств.

Главное, что каждый из участников пытался вложить какие-то идеи, усилия для реализации того или иного «проекта», причем в максимально сжатые сроки. Порадовало то, что креативные задания затрагивали не только, скажем так, профессиональные области – менеджмент, журналистику, но уделяли внимание гуманистическому воспитанию. Во многом этому способствовал «Вечер философских сказок», в рамках которого участники разделились на группы и обсуждали тот или иной сюжет, а затем интерпретировали его на сцене. Каждая сказка затрагивала проблему мировоззренческого характера, но благодаря формату их анализа о чтении морали никто не заикнулся. Организаторы поступили мудро, ведь лидер, особенно в пору юности,  - это максималист, который очень любит, когда его учат жить.

 Третий кит: «Движение – это жизнь».

Спортивных мероприятий тоже хватало в избытке. В первый же день участники разбились на отряды и отправились проходить традиционный «веревочный курс». Ежедневно студенты просыпались не в собственных постелях, а уже на энергичной зарядке под зажигательную музыку. Испытаний на выносливость хватало. Даже финальная фотосессия проходила на морозе, а все участники сбросили куртки и шубы, чтобы «соблюсти корпоративный имидж» и показать фирменные футболки.

Немного субъективного…

С точки зрения студента четвертого курса, который уже серьезно задумывается о применении полученных знаний в своей специальности и настроен на профессиональный рост, подобные мероприятия могут показаться запоздалым возвращением в детство. Но как только ты включаешься в работу, никаких предрассудков не остается. Собственно, именно с подобными стереотипами мы и боремся на таких сменах.

Более того, сама ситуация на смене злободневна до умопомрачения. В нашей стране работа по специальности уже теряет позицию «правила», переходя в «исключение». Живым примером тому выступали организаторы и тренеры: выпускница физфака преподавала основы социального проектирования; специалист с дипломом ВМК освещал методику личностного роста. Реалии диктуют нам правила жизни: вертись, как можешь, и не жди фортуны.

 

Дмитрий Ермоленко