Лидерская смена-2011
Лидерская смена – это, ребята, взрослая жизнь в концентрированном виде. Без преувеличений и лишнего пафоса. Здесь нет времени, чтобы раскачаться, собраться, сосредоточиться… Типичный день в лагере «Березка», что под г. Саров, длится минимум 17 часов. Он начинается с зарядки, после этого завтрак, затем два мастер-класса по 180 минут с перерывом на обед. Далее – подготовка творческих номеров на вечерний концерт. В промежутках нужно решить пару менеджерских кейсов, подготовить концепцию студенческого СМИ или пройти веревочный курс. После 21.00 – выступление, а затем еще необходимо подготовить к выпуску свежий выпуск «лидерского вестника».
«Так, ты поедешь в лидерскую смену?» - звонок утром. «А что это? А зачем?» - «У тебя есть пять минут на размышление!». Хотите превратить полусонного недоумевающего студента в мотивированного лидера студенческого самоуправления? Нет ничего проще, надо лишь поставить ему жесткий deadline, а затем бросить в гущу событий, в невообразимый микс, который подготовили организаторы смены «Мы – новое поколение XXI».
Лидерская смена – это, ребята, взрослая жизнь в концентрированном виде. Без преувеличений и лишнего пафоса. Здесь нет времени, чтобы раскачаться, собраться, сосредоточиться… Словом, ни организаторы, ни участники слышать не желают этих «сопливых» глаголов. Типичный день в лагере «Березка», что под г. Саров, длится минимум 17 часов. Он начинается с зарядки (sic!), после этого завтрак, затем два мастер-класса по 180 минут с перерывом на обед. Далее – подготовка творческих номеров на вечерний концерт. В промежутках нужно решить пару менеджерских кейсов, подготовить концепцию студенческого СМИ или пройти веревочный курс. После 21.00 – выступление, а затем еще необходимо подготовить к выпуску свежий выпуск «лидерского вестника».
Объяснение такого контрастного наполнения программы очень простое. Современный человек в условиях, когда объем информации удваивается каждый три года, должен быть гибким, приспосабливаемым и разносторонним. Жизнь – это не прямая железнодорожная колея, а петляющий серпантин, поэтому нужно уметь мобилизоваться в любой ситуации.
Возможностей для этого в рамках лидерской смены было предостаточно. Условно всю программу можно разделить на три блока, три кита: образовательный, креативный и спортивный. Уделим внимание каждому из них.
Первый кит: «Не отпускайте человека, пока у него есть чему учиться».
Как ни парадоксально, научить человека чему-либо практически невозможно, но он в силах научить себя сам. Преподаватель – это не транслятор информации, а тот, кто способен побудить ученика добыть и усвоить эту информацию самостоятельно. Тактика обучения в Высшей школе экономики базируется на этих постулатах, поэтому принципы работы тренеров и ведущих мастер-классов в рамках лидерской смены не показались странными.
Мастер-классы были очень разнообразными: мы научились разрабатывать социальные проекты, узнали о вариантах структурирования органов ССУ, получили навыки управления в рамках системы SMART, выяснили, как добиться понимания от человека с иным принципом восприятия действительности.
Среди тренеров были как организаторы лидерской смены (среди которых были и взрослые люди, и студенты), так и приглашенные тренеры. Среди них были Артем Ефимов,председатель студенческого совета финансового факультета ННГУ; Анна Шолина, директор ООО «Необыкновенная динамика»; Петр Кудасов,выпускник-магистр НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, а ныне успешный предприниматель.
Второй кит: «Пусть Вы не умеете танцевать, пусть Вы ошибаетесь. Главное – делать это с кайфом».
Фраза в подзаголовке, в принципе, подходит к любому виду креативной деятельности, которая занимала наши умы. Будь то прохождение квестов на территории лагеря, анализ философской сказки и подготовка спектакля по ее мотивам, подготовка в авральные сроки номера молодежного СМИ (35 минут – и готово!) или постановка танцевального номера для вечера знакомств.
Главное, что каждый из участников пытался вложить какие-то идеи, усилия для реализации того или иного «проекта», причем в максимально сжатые сроки. Порадовало то, что креативные задания затрагивали не только, скажем так, профессиональные области – менеджмент, журналистику, но уделяли внимание гуманистическому воспитанию. Во многом этому способствовал «Вечер философских сказок», в рамках которого участники разделились на группы и обсуждали тот или иной сюжет, а затем интерпретировали его на сцене. Каждая сказка затрагивала проблему мировоззренческого характера, но благодаря формату их анализа о чтении морали никто не заикнулся. Организаторы поступили мудро, ведь лидер, особенно в пору юности, - это максималист, который очень любит, когда его учат жить.
Третий кит: «Движение – это жизнь».
Спортивных мероприятий тоже хватало в избытке. В первый же день участники разбились на отряды и отправились проходить традиционный «веревочный курс». Ежедневно студенты просыпались не в собственных постелях, а уже на энергичной зарядке под зажигательную музыку. Испытаний на выносливость хватало. Даже финальная фотосессия проходила на морозе, а все участники сбросили куртки и шубы, чтобы «соблюсти корпоративный имидж» и показать фирменные футболки.
Немного субъективного…
С точки зрения студента четвертого курса, который уже серьезно задумывается о применении полученных знаний в своей специальности и настроен на профессиональный рост, подобные мероприятия могут показаться запоздалым возвращением в детство. Но как только ты включаешься в работу, никаких предрассудков не остается. Собственно, именно с подобными стереотипами мы и боремся на таких сменах.
Более того, сама ситуация на смене злободневна до умопомрачения. В нашей стране работа по специальности уже теряет позицию «правила», переходя в «исключение». Живым примером тому выступали организаторы и тренеры: выпускница физфака преподавала основы социального проектирования; специалист с дипломом ВМК освещал методику личностного роста. Реалии диктуют нам правила жизни: вертись, как можешь, и не жди фортуны.
Дмитрий Ермоленко