Эпоха "бирюзы": на факультете менеджмента состоялась встреча на тему управления "компаниями будущего"
"В развитии любой организации наступает момент, когда прежняя модель управления перестает работать, и необходимо думать об изменениях. Как вы думаете, возможно ли принимать решения, опираясь не на иерархическую модель, а на ценности компании и опыт сотрудников всех уровней?" - управляющий партнер компании 7RedLines Роман Вальтер встретился со студентами факультета менеджмента в рамках дисциплины "Среда бизнеса" и рассказал о возможностях "бирюзовых" организаций.
Опираясь на идеи спиральной динамики Клера Грэйвза, бизнес-консультант Фредерик Лалу в книге "Открывая организации будущего" представил классификацию организационных моделей на основе цветового кодирования. Автор выделяет семь типов организационных структур, часть из которых существует до сих пор: красная, янтарная, оранжевая, зеленая и бирюзовая. Организации, основанные на принципах самоуправления, стремлении к развитию каждого сотрудника и эволюционных целях, он назвал «компаниями будущего».
"Не максимальная прибыль, а максимальная польза для клиента и обеспечение сотрудников необходимыми ресурсами для реализации – именно этот принцип лежит в основе бирюзовых организаций, - отмечает спикер. - Если каждый сотрудник будет чувствовать причастность к общему делу, именно эта мотивация обеспечит рост компании, в том числе и финансовых показателей". В качестве иллюстрации он привел в качестве примера кейс, где уборщица НАСА, отвечая на вопрос: "Чем вы тут занимаетесь?", ответила: "Запускаем космические корабли".
Путь организации по всем "цветным" ступеням непрост, и в качестве примера Роман Вальтер привел развитие собственного бизнеса: "Сегодня компания 7RedLines стоит на предпоследнем перед "бирюзовым" - "зеленом" уровне. В самом начале мы дали сотрудникам максимальную свободу, но это не привело к положительным результатам, и нам пришлось ввести элемент контроля. В результате некоторые сотрудники покинули организацию, но нам удалось отладить процессы. После этого контроль был ослаблен, и компания вернулась к своим ценностям. Руководство приняло решения методом проб и ошибок, а не по принципу "я начальник – я решаю".
Внедрению "бирюзовых" принципов помогает geek-экономика, в частности, работа через платформы, которые соединяют заказчиков и исполнителей. Благодаря таким платформам заказчик находит решение своей проблемы практически моментально, а исполнитель получает доступ к непрерывному потоку заказов. По такому принципу сегодня действуют агрегаторы такси - Яндекс, Uber, Gett.
Разумеется, любая современная компания не обходится без использования цифровых технологий. На этот счет у Романа Вальтера есть особое мнение: он уверен, что не всем организациям цифровые технологии необходимы, некоторые могут спокойно обойтись использованием Excel или ERP-системы. Все зависит от того, чем именно занимается компания, какова специфика ее деятельности. В качестве отрицательного влияния цифровых технологий на построение бирюзовой организации лектор привел пример завод "Белая дача", который является главным поставщиком салатов для крупнейших игроков рынка, в том числе и для McDonalds: руководители компании внедрили в работу определенные цифровые системы, которые впоследствии оказались абсолютно неэффективными по сравнению с обычной человеческой экспертизой.
По словам спикера, "на сегодняшний день создание "бирюзовых" организаций – это не модная тенденция, а необходимость применения иных способов управления, основанных на доверии к сотрудникам и раскрытии их творческого потенциала, одновременно с достижением высоких финансовых результатов". Сегодня этому принципу следуют такие корпорации, как "Аскона", "Вкусвилл", "Яндекс" и "Сбер".