• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Каждая новая ступень открывает новые горизонты понимания": филологи из нижегородской Вышки создали образовательный проект "Лестница"

Какие 13 подвигов совершил Пушкин, как изучать баллады Жуковского через популярные интернет-мемы и что могли бы рассказать участники дуэли из "Евгения Онегина", если бы оказались в полицейском участке - преподаватели и студенты программы "Филология" создали научно-образовательный проект "Лестница". Здесь интересно все: весело и иногда неожиданно рассказываем о писателях, обсуждаем литературные произведения и героев, знакомых еще по школьной программе. Как возникла идея проекта и как организована работа над выпусками, рассказывают академический руководитель программы "Филология" Мария Марковна Гельфонд, преподаватель факультета гуманитарных наук Оксана Вадимовна Замятина и студенты нижегородской Вышки.

"Каждая новая ступень открывает новые горизонты понимания": филологи из нижегородской Вышки создали образовательный проект "Лестница"

Ориентиром для нас послужили такие популярные проекты как "Арзамас", "Полка" и подобные им. Мы уже несколько лет обучаем студентов создавать разные научно-популярные материалы, но до недавнего времени у них не было возможности выходить со своими материалами на широкую аудиторию: студентам 2, 3, и тем более 1 курса чрезвычайно сложно конкурировать с Олегом Андершановичем Лекмановым или Александром Алексеевичем Долининым. Когда мы поняли, что потребность в таком ресурсе растет, мы решили создать собственный сайт. Сайт – это основная платформа проекта, но кроме того, мы ведем аккаунты в социальных сетях и записываем подкасты.

Связь с Нижним Новгородом

Расскажите о названии. Наверняка, оно имеет несколько смыслов.

Мария Марковна Гельфонд:

– Филология – наука долгого пути, наука для тех, кто готов шаг за шагом без устали и без спешки подниматься по бесконечной лестнице знания, где каждая новая ступень связана с уже изученным и всегда открывает новые горизонты понимания. Образ, выбранный нами в качестве символа проекта, – знаменитая Чкаловская лестница, состоящая из двух колец, одновременно оказывается и знаком бесконечности. Нам важно было, чтобы проект был связан с Нижним Новгородом, чтобы его участники ощущали свою причастность к городу и Нижегородской Вышке.

проект "Лестница"

"Лестница" - это когда интересно всем

– Для кого создана "Лестница"?

Мария Марковна Гельфонд:

– Когда "Лестница" создавалась, она была ориентирована на студентов, абитуриентов. Не только Вышки, но вообще на абитуриента-гуманитария, которому к 8 – 9 классу становится интересно читать что-то за рамками школьной программы. Но сейчас мы с некоторым удивлением обнаружили, что «Лестница» становится очень популярна среди учителей. Например, наш онегинский тест или игру-бродилку на тему пушкинской судьбы учителя использовали на уроках – мне многие писали об этом. В идеале мне бы хотелось видеть такую картину: воскресное утро, семья за завтраком проходит тест по "Евгению Онегину" или по "Мертвым душам". Они делают это не потому что тест - страшная обязательная школьная процедура, а потому что всем интересно и весело, такая форма настольной игры, как "Эрудит" или "Монополия".

Не только филология

– Сейчас тематика проекта связана с филологией, планируете ли вы расширять границы и сотрудничать с другими программами и направлениями?

Мария Марковна Гельфонд:

– Пока наша сфера исключительно гуманитарная, точнее литературная - Пушкин, Гоголь, Жуковский, Пастернак и далее. Если возникнет необходимость и желание со стороны других образовательных программ, то мы будем рады предоставлять площадку и им тоже. Существует очень много разных вопросов на стыке с экономикой или юриспруденцией (всем ведь интересно, какова выгода чичиковской аферы с мертвыми душами или в чем заключаются юридические аспекты романов Достоевского).

проект "Лестница"

Один месяц - один автор

– У проекта есть контент-план? Как вы выбираете темы для подкастов?

Мария Марковна Гельфонд:

–  На протяжении одного месяца мы занимаемся одним автором. Этот тематический месяц не всегда совпадает с календарным. Начали мы в январе с Жуковского, связав это с началом "Светланы": "Раз в крещенский вечерок девушки гадали…". Февраль мы вначале планировали посвятить Пастернаку, но потом решили, что это слишком предсказуемо. О Пастернаке мы обязательно поговорим в другом месяце, в каком именно - пока секрет. В феврале мы публиковали материалы о Пушкине - занимались выстраиванием виртуальных версий пушкинской судьбы, определяли знатока "Онегина" шестидесятого уровня, говорили о "странной любви" к Пушкину, его незавершенных замыслах и даже о том, как воспринимают Пушкина в Корее. Март у нас пройдет под знаком Гоголя. Мы стараемся брать разные темы, не обязательно связанные с писателями. Например, в июне запланирован выпуск, связанный с 800-летним юбилеем Нижнего Новгорода - поговорим про нижегородскую литературу и все, что связано с нашим городом.

проект "Лестница"

Узнавать новое и рассказывать об этом

- Как организована рабочая группа проекта, как распределены обязанности?

Оксана Вадимовна Замятина:

– Рабочая группа проекта состоит из студенческой редколлегии и редколлегии преподавателей. И, пожалуй, студенческая редакция является главной. Наши ребята удивительно активны, и, наверное, 90 % успеха "Лестницы" в том, что именно студенты горят желанием делать проект. Что касается рабочих процессов, в начале каждого месяца мы проводим глобальные встречи - определяем приблизительный контент на месяц, и уже затем еженедельно проходят установочные собрания по оперативным делам. Иногда бывают и внеплановые оперативки: например, когда мы делали тест по "Евгению Онегину", мы три вечера подряд в очень плотном графике составляли вопросы. Во всей работе нет совершенно никакой "обязаловки" - приходят те, кто хочет, кому интересно. У каждого материала есть свой ведущий автор, но в проекте нет четкой привязки человека к формату, когда кто-то пишет только статьи или только посты для социальных сетей. В роли авторов выступают и преподаватели, и студенты - на равных. Отдельный блок - это дизайнеры - кстати, тоже филологи - они отлично справляются со своей работой. Для нас очень важно, чтобы за развлекательной составляющей не потерялась главная идея: "Лестница", в первую очередь, - образовательный проект. Он предполагает своеобразную бинарную композицию: с одной стороны студенты узнают что-то новое, а с другой - результатом их работы становится продукт, который помогает привить самой широкой публике интерес к литературе.

"Лестница" открывает наших студентов с новых, удивительных сторон. Например, оказалось, что у нас есть прекрасные администраторы, которые строят все рабочие процессы железной рукой, не теряя человеческих отношений внутри коллектива. Каждый из наших авторов приобретает полезный навык быстро и качественно обрабатывать очень сложный материал на практике. Такая работа очень дисциплинирует, готовит к будущей профессиональной карьере и помогает реализовать таланты и способности. И это замечательно.

Екатерина Серкова, 3 курс:

Здесь сформировалось дружное сообщество, объединенное идеей. Мы находимся в творческом пространстве, постоянно придумывая новые темы для выпусков. К тому же вместе с "Лестницей", каждый из нас вносит свой маленький вклад в просветительскую деятельность.

Екатерина Солдабокова, 1 курс:

"Лестница" дает возможность каждому участнику реализовать свои идеи, и они могут быть самыми разными. Я уже успела принять участие в создании тестов и статей, попробовала себя в качестве переводчика, когда создавался материал "Батл с секундантами", а на постоянной основе в проекте я являюсь "Жуковским": на мне административная работа - ведение протоколов собраний.

Степанида Красножен, 1 курс:

Я рада быть частью этого проекта, потому что в массе развлекательного контента наша "Лестница" - сборник прекрасных познавательных материалов и тестов. Мне многие начали писать благодарные отзывы, говорить, что мы молодцы, и это очень приятно. Двигайтесь с нами вверх по лестнице, у нас здорово!

Далия Домрачева, 1 курс:

Окунуться в крупный проект, за работой которого можно наблюдать изнутри, — это именно то, чего мне не хватало в школе. К тому же, если бы мне сказали год назад, что первокурснику позволят работать в роли автора филологических статей и заметок, я бы не поверила. Потому "Лестница" стала для меня, в первую очередь, ступенью к исследованию себя и своего потенциала - если есть возможность сделать шаг наверх, то ей обязательно нужно воспользоваться.