• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Печорин в мире иллюзий: что не рассказывают в школе о «Герое нашего времени»

Профессор департамента литературы и межкультурной коммуникации, PhD Леонид Большухин провел открытую лекцию «Простая непростая классика: о коварстве школьной литературы» в рамках TED-марафона «Новое знание», который стартовал в Корпоративном университете Правительства Нижегородской области 10 июня.

Печорин в мире иллюзий: что не рассказывают в школе о «Герое нашего времени»

Классические тексты на самом деле не до конца поняты, хотя активно изучаются в школе. Из школьных уроков литературы мы все помним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и то, что он состоит из нескольких частей, объединяет которые главный герой – Печорин, «лишний человек». Но если поверхностно рассуждать о романе, исходя лишь из сюжета, то мы получим одномерную историю. Но классический текст становится классическим потому, что является смыслопорождающим – то, что ускользает из поля зрения при первом прочтении, открывается при втором, третьем – и так до бесконечности.

Чтобы оживить классический текст, нужно вчитаться глубже и уделить внимание деталям, - так начал свою лекцию «Простая непростая классика: о коварстве школьной литературы»в КУПНО профессор департамента литературы и межкультурной коммуникации, PhD Леонид Большухин.

Фото: Корпоративный университет Правительства Нижегородской области

На примере романа «Герой нашего времени» Леонид Юрьевич показал, что чтение книги – это действительно диалог автора и читателя: автор может помогать читателю, а может быть дерзким и устраивать ловушки из литературных стереотипов; может обнажить свой замысел и говорить прямо, а может построить текст так, что наивный читатель увидит лишь первый план, а до глубинного смысла сможет добраться, лишь приложив усилия.

Если рассматривать главу «Фаталист» с внешней стороны, как сюжет об испытании судьбы, то мы получим плоскую историю. Ответа на вопрос, есть судьба или нет, мы не получаем, никакой морали от автора в конце главы нет. Но здесь есть и второй план. История Вулича – это история тонкой опасной манипуляции, а не испытания судьбы. И разгадку эту Лермонтов вкладывает в наивные слова Максима Максимыча, когда тот говорит о возможности осечки в пистолетах с азиатскими курками.

При медленном и глубоком прочтении можно заметить, что концепция иллюзорного мира развивается на протяжении всего романа: в «Тамани» Печорин пытается разгадать тайну слепого мальчика и Ундины, но оказывается обманутым и обворованным простыми контрабандистами, а в главе «Княжна Мери» он едва избегает участи жертвы фокуса и сам становится манипулятором, разгадав трюк Грушницкого с незаряженным пистолетом. При таком прочтении становится очевидным, что история Печорина – это история человека, который пытается найти тайну в мире, полном лишь фокусов и манипуляций, а роман «Герой нашего времени» - это роман с актуальной проблематикой и ответами на многие вопросы человека, живущего в современном обществе.

Марафон открытых лекций «Новое знание» с участием лекторов из НИУ ВШЭ - Нижний Новгород в КУПНО продолжается: анонсы новых лекций скоро появятся на нашем портале и в официальных аккаунтах в социальных сетях.